Виталий Портянко : Одесский аэропорт: вчера, сегодня, завтра
Виталий Портянко, директор Международного аэропорта Одесса о том, зачем город искал инвестора для аэропорта, чем живет предприятие сегодня и какие перспективы откроются скоро перед одесситами.
Почему в принципе было принято решение о поиске инвестора?
Вопрос развития Одесского аэропорта был актуален с 90-х, но особенно остро он встал в мае 2009 года, когда Одесса не попала в пятерку городов принимающих Евро-2012, в том числе из-за плачевного состояния аэропорта.
Для поиска инвестора, готового не просто реализовать полномасштабный инфраструктурный проект, но и способного управлять аэропортовым комплексом крупнейшего аэропорта юга Украины, при Горсовете была создана специальная комиссия.
Инвесторы не спешили в аэропорт, пугало сложное запутанное законодательство Украины, отсутствие стабильности в политической системе, частая смена векторов развития государства. За два года комиссия рассмотрела 6 различных инвестиционных предложений, большинство их которых носило декларативный характер и не содержало полного пакета документов.
Насколько мне известно, предложение нынешнего инвестора было наиболее профессиональным и именно поэтому было принято решение о подписании совместного договора.
В каком состоянии был аэропорт до прихода инвестора?
Состояние всего аэродромного комплекса, которое получил инвестор, находилось в запущенном состоянии и не обновлялось десятками лет. Советская техника 60-70-х годов требовала срочного обновления.
Каковы были поступления в казну города до прихода инвестора, и как они изменились сейчас?
Под управлением частного инвестора, отчисления в городской бюджет ООО «Международный аэропорт «Одесса» увеличились в 4,4 раза. Так, в 2013 году общие отчисления МАО составили 32,4 млн. грн. по сравнению с 7,3 млн. грн. в 2010 году.
Какие финансовые показатели были у аэропорта до прихода инвестора, и какие они сейчас?
С 2011 года наблюдается устойчивый рост доходов (с 182,8 до 257,8 млн. грн. в 2013 году) и прибыли (с 20,5 до 47,6 млн. грн. в 2013 году) аэропорта. Для примера, в 2009 году под управлением города доход предприятия составил всего 117,7 млн. грн.
Какой порядок выплаты дивидендов городу?
Решение о выплате дивидендов акционерам предприятия должно быть принято на общих сборах участников ООО «МАО». После принятия такого решения Одесский городской совет получит дивиденды в размере 10,98 млн. грн.
Вопрос о выплате дивидендов акционерам ООО «МАО» вынесен на повестку собрания общества, которое состоится 30 марта.
Что было сделано для развития аэропорта?
За время присутствия инвестора в аэропорту, была проделана большая работа. Впервые за многие годы, произошло обновление аэродромной техники и здания старого
терминала. Технология обслуживания пассажиров была приведена к европейским стандартам. Но самое главное, благодаря всем этим изменениям мы смогли привлечь новых авиаперевозчиков и существенно нарастить пассажиропоток.
С какими авиакомпаниями работает аэропорт?
С 2011 года под управлением инвестора в Международный аэропорт Одесса было привлечено 16 новых перевозчиков. Стоит отметить, что ряд авиакомпаний открыли рейсы в Одессу именно под гарантии строительства нового терминала. Только с начала 2014 года мы начали сотрудничество с 6 новыми авиакомпаниями. В их числе - греческий «EllinAir», украинские перевозчики «Днеправиа», «Дарт», «Харьковские авиалинии». Развитие маршрутной сети будет и в 2015 году - мы продолжаем переговоры с рядом европейских авиакомпаний. А вот уже с марта начинает полеты авиакомпания Австрийские авиалинии.
Какие работы были проведены в старом терминале за время присутствия инвестора?
Мы не ждали, когда будет завершено строительство нового терминала, а активно развивали и продолжаем модернизировать существующие производственные мощности аэропорта. Иначе мы просто не смогли бы добиться тех результатов, которые мы имеем сейчас. Под управлением инвестора в старом терминале технология обслуживания пассажиров была приведена в соответствие с требованиями европейских аэропортов. В прошлом году появилась автоматизированная система регистрации и новая досмотровая техника, увеличилось число стоек регистрации от 8-ми в 2010 году до 18-ти в 2014 году. На завершающей стадии находится реализация услуги онлайн-чекина на сайте аэропорта, а также проект установки стоек саморегистрации. В результате предпринятых мер и осуществленных инвестиций мы увеличили пропускную способность аэропорта более чем в три раза.
Какая сумма инвестиций была вложена инвестором?
Общая сумма вложенных инвестором средств по состоянию на конец января 2015 года составляет около 550 млн. грн. Эти средства были потрачены на масштабное обновление парка аэродромной техники и работы внутри терминала по изменению технологии обслуживания пассажиров и приведению деятельности аэропорта к международным стандартам, а также на проектную документацию и строительство нового терминала.
Как происходит процесс обновления аэродромной техники?
После прихода инвестора в аэропорт впервые за много лет начался процесс обновления аэродромной техники. Приобретены машины для противообледенительной обработки самолетов, источники наземного питания ВС, перронные автобусы, микроавтобусы, ленточные конвейера,погрузчики для загрузки багажа в самолеты, установка воздушного запуска, машины по заправке самолетов водой, электротягачи, багажные тележки, трапы, противопожарное перронное оборудование, досмотровая техника. Полностью технические обновления планируется завершить одновременно с готовностью нового терминала.
Как идет процесс строительства? Когда будет сдан новый терминал?
Сейчас мы заканчиваем кровлю волнообразной крыши, которая станет визитной карточкой нового терминала. Уже завершено строительство трансформаторной подстанции и монтаж внутриплощадочной ливневой канализации, бетонирование стоек галерей телетрапов, лестниц, и лифтовых шахт, готов каркас фасада. После окончания кровельных работ строители приступят к остеклению фасада, монтажу внутренних сетей и оборудования терминала.
В общем, я могу сказать, что все строительные работы выполнены более чем на 60%. Строительство нового терминала осуществляется в плановом режиме.
Экономическая и политическая нестабильная ситуация в стране вносит свои коррективы, при этом инвестор продолжает инвестировать в строительство нового терминала Международного аэропорта Одесса. Девальвация национальной валюты привела к значительному удорожанию проекта, но несмотря на все негативные факторы, строительство будет завершено в 2015 году.
В СМИ утверждают, что инвестор отказался реконструировать взлетно-посадочную полосу, а это было одним из условий создания ООО «Международный аэропорт Одесса». Так ли это?
Нет, это не так. Дело в том, что по законодательству реконструировать аэродромный комплекс, частью которого является взлетно-посадочная полоса имеет право только государство, которое является его владельцем. По условиям договора с Одесским городским советом «Про корпоративные принципы управления» инвестор обязался найти источник финансирования строительства аэродромного комплекса. Был проделан комплекс организационных мероприятий: решением Одесского городского совета от 18 июля 2013 утвержден проект землеустройства по отводу земельных участков для реконструкции аэродромного комплекса аэропорта, распоряжением Кабинета Министров Украины №1031 от 28 августа 2013 утвержден титул строительства аэродромного комплекса коммунального предприятия «Международный аэропорт Одесса», а в рамках Государственной программы активизации развития экономики на 2013-2014 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 27.02.2013 № 187, было предусмотрено выполнение комплекса мероприятий по развитию Международного аэропорта «Одесса», в том числе его аэродромного комплекса. Постановлением КМУ № 930 от 18.12.2013 утверждены условия предоставления Министерством инфраструктуры государственных гарантий с целью привлечения средств на финансирование проекта. То есть, инвестор полностью выполнил свои обязательства по определению источников финансирования в рамках договора.
Какое состояние сейчас у взлетной полосы?
Сейчас твердое покрытие полосы уже практически исчерпало свой ресурс и его дальнейшая эксплуатация потребует затрат на ремонт и восстановление лавинообразно увеличивающихся от года к году. Новая же ВПП будет иметь такую же длину 2800, но при этом несущая способность (PSN) покрытия увеличится ровно в два раза – 64 (сейчас 32). Это резко увеличит парк судов, которые сможет принимать аэропорт. С новыми возможностями можно будет осуществлять полеты без ограничений максимальной взлетной массы, как это происходит в большинстве аэропортов Европы с длинами ВПП в пределах 2400 – 2900 м (например,Зальцбург (Австрия), Ларнака (Кипр), Бирмингем (Великобритания), Варна (Болгария), Сплит (Хорватия) и т.д.).
Какие перспективы ждут аэропорт после завершения строительства?
Ввод в эксплуатацию нового терминала и ВПП даст дополнительный импульс развитию города и региона в целом. Концепция развития предусматривает превращение Одесского
аэропорта в крупный региональный хаб. Мы планируем строительство грузового терминала и даже знаем, где он будет расположен.
По окончании работ площадь пассажирского терминала увеличится почти в три раза и составит 29 000 квадратных метров, а его пропускная способность составит 1000-1500 человек в час.
В первую очередь, новый аэровокзальный комплекс поможет достичь уровня обслуживания, соответствующего требованиям ведущих мировых авиаперевозчиков. Новый терминал позволит создать привлекательные условия для работы многих авиакомпаний и комфортные условия для пассажиров, что позволит повысить доходность предприятия и увеличить платежи в бюджет. Мы надеемся, что новый терминал поможет привлечь инвестиции в Одессу.
При этом для устойчивого развития аэропорта и авиационной отрасли нужен в первую очередь мир и стабильность в стране в целом и в экономике в частности.
Будут ли созданы новые рабочие места после завершения строительства?
После завершения строительства только в аэропорту будет создано дополнительно около 400 рабочих мест, не считая персонала для обслуживания ресторанов, кафе, магазинов, государственных органов и т.д. Дополнительным источником рабочих мест и поступлений в городской бюджет станут коммерческие зоны и система обслуживания пассажиров нового терминала, которая будет включать бары, кафе, рестораны и магазины.
Что будет с имуществом аэродромного комплекса, в состав которого входит ВПП после реконструкции?
На сегодняшний день, весь аэродромный комплекс, в том числе и взлетно-посадочная полоса, находится в коммунальной (государственной) собственности. После реконструкции все имущество аэродромного комплекса по-прежнему останется у государства.