Придорожная скорбь
Статистика неумолима. Ежегодно в Украине в автомобильных авариях погибает около 4 тысяч человек. С начала этого года в нашей стране под колесами авто погибли 1700 украинцев. Родственники умерших безутешны. Они создают целые мемориалы памяти вдоль дорог, развешивают венки и цветы. И постепенно отечественные магистрали превращаются в кладбища.
Все попытки дорожных служб прибрать с обочин ритуальную атрибутику сходят на нет. Венки, как нестираемое кровавое пятно Кентервильского замка, снова и снова появляются вдоль дорог.
В России на минувшей неделе на рассмотрение госдумы был внесен законопроект, который запрещает подобные мемориалы на дорогах страны. Решение пока не принято, но, как пишут российские СМИ, в думе инициатива имеет серьезную поддержку, и закон может быть принят уже в ближайшее время.
В Украине запрет на размещение ритуальной атрибутики имеет, так сказать, локальный характер. Служба автомобильных дорог издала внутреннее распоряжение и обязала своих сотрудников регулярно очищать обочины, которые находятся на обслуживании облавтодоров, от венков и других поминальных предметов. Однако, судя по тому, что венков меньше не становится, служба явно с задачей не справляется.
А может и хорошо, что не справляется? Ведь сегодня в стране нет однозначного мнения о том, хорошо это или плохо - венки вдоль дорог.
Аномальная зона
Мы можем верить или не верить, но есть значительная часть наших соотечественников, которые твердо убеждены: аварии происходят не просто так. Существуют определенные места, такие себе аномальные зоны, где телефоны не ловят сигнал, радио пропадает, и где происходят очень странные вещи. Водители ни с того ни с сего теряют контроль над своим авто. Итог - ДТП. Многие считают, что венки на деревьях и столбах в таких местах - это предупреждение водителям: будьте осторожны!
На выезде из Львова по ул. Замарстыновской в Брюховичи есть участок дороги, который львовяне прозвали геопатогенной зоной с нехорошей энергетикой. Свидетели уверяют, что на участке, где чуть ли не каждое дерево «украшено» трагическим венком, происходят странные вещи.
«Странное явление, которое я заметил довольно давно, но не придал этому значения, пока оно не начало повторяться из раза в раз. Мне этой дорогой приходится часто ездить. В пути скучно, поэтому читаю что-то на телефоне, и вот, проезжая участок до поворота на Збиранку, я заметил что телефон начинает в какой-то момент глючить, через каждые 2 секунды срабатывает вибро, мигает подсветка экрана, а браузер перелистывает в любой последовательности страницы. Это все продолжается, пока не заблокирую телефон. Как проеду странный участок, все работает нормально, как будто ничего и не произошло. Линий электропередач на этом участке нет. Возможно, телефон реагирует на какие-то магнитные волны или поля или еще на что-то», - пишет львовянин в социальной сети.
Один из последних случаев, произошедших здесь, - гибель 25-летнего баскетболиста БК «Политехника-Галичина» Сергея Барадного. Он ехал на своем «Фольксвагене» и, по непонятной причине не справившись с управлением, на повороте въехал в дерево. Машина - вдребезги, сам водитель погиб на месте происшествия. А на дереве появился очередной венок смерти.
Своя дорога смерти есть и в Николаеве. Она проходит по трассе в направлении Одессы. Ежегодно на участке от Коблево до Николаева фиксируются десятки ДТП, часть из них с летальным исходом. К примеру, 27 мая этого года возле села Половинки произошло страшное дорожно-транспортное происшествие, в котором два человека погибли и еще двое госпитализированы в тяжелом состоянии.
Вечером на 117-м километре автодороги «Одесса-Мелитополь-Новоазовск» водитель автомобиля «Daewoo Leganza», двигаясь от Николаева в направлении Одессы, совершил обгон. Выполняя этот маневр, водитель не справился с управлением, в результате чего его машину занесло, и она столкнулась с «ВАЗ-21170». После чего авто изменило направление движения влево, выехало на полосу встречного движения и лоб в лоб столкнулось с автомобилем «Ford Transit». В результате водитель и один из пассажиров автомобиля «Daewoo Leganza» от полученных травм погибли на месте происшествия. Кроме того, в больницу скорой медицинской помощи Николаева с травмами были доставлены пассажир «Daewoo Leganza» и водитель автомобиля «Ford Transit».
Странное место обнаружено и в Кривом Роге. Дурная слава о трассе Кривой Рог - Кировоград идет давно. Еще лет пять назад, поздней осенью, на стареньких "жигулях" возвращались домой двое мужчин. Один из них - армянин, несколько лет назад перевез семью в Украину. Супруги построили дом в сельском районе Кривого Рога, недалеко от места гибели, открыли бизнес...
Почему водитель ВАЗа не справился с управлением - никому не известно, но в тот роковой день “жигули”, выполняя маневр, попали под колеса КамАЗа.. Водитель и пассажир авто погибли на месте происшествия. На их месте родственники установили памятник и борются за его сохранение уже несколько лет. Власти сносят - они возвращают все назад.
Это одно из немногих "придорожных кладбищ", которое не удается убрать в Кривом Роге. Родные в день гибели мужчин обязательно приходят к этому месту. Они убеждены, что их мемориал - это не только память, но еще и знак всем, кто проезжает мимо этого опасного места. Ведь этот участок дороги - стопроцентное место концентрации ДТП. Аварии здесь всегда происходят страшные, со смертельным исходом. Многие считают, что ДТП здесь связаны с тем, что участок является местом пересечения трассы с высоковольтными проводами турбинного завода.
Так ли это, неизвестно. Официально существование аномальных зон на наших дорогах, конечно, никто не признает. Сотрудники ГАИ относятся к таким утверждениям скептически, а вывешивание венков и установку памятников считают неправомерными. Но вот неофициально...
Руководитель пресс-службы харьковской ГАИ Андрей Коваль не как должностное лицо, а как водитель честно признается: «Могу сказать, что лично на меня, как на водителя, такие памятные знаки влияют. Заставляют задуматься о безопасности своей и пешеходов».
А если не аномальная зона, а просто - аномальная дурь?
В Луганске время от времени обновляется букет, привязанный черными лентами к столбу возле перекрестка улиц Советской и Оборонной. На этом месте 28 ноября 2012 года, примерно в 4.50, водитель автомобиля «инфинити» не справился с управлением и совершил наезд на стоящий у обочины автомобиль “дэу-нексия”. В это время двое человек (сотрудники рекламной компании) работали рядом. Один из них был возле автомобиля, другой - стоя на лестнице, наклеивал рекламный постэр на щит. При столкновении “дэу” отбросило на мужчин. Оба были травмированы. Один из пострадавших спустя несколько дней скончался в больнице.
В информации о ДТП, появившейся в прессе утром 28 ноября, со слов свидетелей происшествия сообщалось, что водитель «инфинити» был пьян и ехал с большой скоростью. Кроме того, было сказано, что с авто были свинчены номера спустя примерно полчаса после аварии. В официальном же сообщении, распространенном отделом по связям с общественностью спустя несколько часов, ничего не сказано о том, в каком состоянии находился виновник ДТП, а также о том, было ли превышение скорости.
Отец погибшего парня был на приеме у прокурора области Анатолия Мельника. Тот пообещал, что дело будет тщательно расследовано, а виновный наказан. Однако уже несколько месяцев информации об этом деле нет. В правоохранительных органах отвечают, что идет следствие. Сейчас о трагическом событии напоминает только букет, перевязанный черной лентой, над которым «красуется» объявление «Куплю авто после ДТП». Горькая ирония судьбы.
В Днепропетровске 2 марта на широченной набережной Победы автомобиль "Фольксваген" сбил на пешеходном переходе двух студентов. Один парень выжил, отделавшись царапинами и испугом. 21-летний Никита Романенко погиб на месте.
ДТП вызвало очень широкий резонанс в городе. На девятый день после гибели студента на месте трагедии собрались его друзья и однокурсники. Помянув Никиту, ребята установили венок на фонарном столбе, как раз напротив злополучного пешеходного перехода. Власти не стали требовать снять венок.
В Запорожье 9-го марта около супермаркета «Ашан» произошло страшное ДТП. На регулированном перекрестке водитель «Nissan» проехал на красный свет, не пропустив «Chevrolet». В результате аварии погибла молодая пара. Женщина ждала ребенка. По неофициальной информации, за рулем «Nissan» был родственник нардепа Вячеслава Богуславева, замдиректора промгиганта МОТОР-СИЧ.
Чтобы помянуть своих друзей и родственников, погибших в этой страшной аварии, запорожцы устроили на месте ДТП реквием. Огарки свечей до сих пор виднеются на столбе, около которого погибла пара.
В Одессе до недавнего времени также была своя ритуальная доска. Они висела на четной стороне Фонтанской дороги. В 2005-м году здесь красная гоночная "Тойота" с именным номером «JOKER» врезалась в дерево и унесла жизнь одного из самых знаменитых стритрейсеров Украины — Александра Дубинина. Буквально за несколько часов это трагическое известие облетело всю страну, ведь очень многие знали Джокера.
«Была пустая дорога между 4-й и 5-й станциями Фонтана. Через трамвайный переезд с улицы Сегедской плавно переезжает красная "Тойота", выезжает на Фонтанскую дорогу, и водитель придавливает педаль газа. Машина срывается в пробуксовку на скорости больше ста километров в час, Саша не справляется с управлением, и машину бросает на бордюр, она подлетает и врезается в дерево», — рассказал друг Джокера, тоже стритрейсер, Евгений. Друзья Джокера уверены, что, имея такой опыт экстремального вождения, которым обладал Александр, он не мог просто так въехать в дерево. Причем его машина была тогда в идеальном состоянии. «Скорее всего, Сашу спровоцировали, — продолжает Евгений. — Это мог быть человек, переходящий дорогу, или автомобиль, который хотел погоняться. Не исключено, что кто-то подрезал Джокера, вот он и съехал с дороги».
Джокер был неоднократным победителем автогонок: в 2005-м он стал чемпионом в 4-м этапе Кубка Форсажа, а позже — серебряным призером в чемпионате Украины по драг-рейсингу.
Ритуальная доска на месте гибели гонщика провисела 8 лет, а нынешним летом куда-то исчезла...
“Печаль моя тиха, печаль моя полна тобою...”
На одном из украинских форумов разгорелась живая дискуссия: кому нужны венки вдоль дороги? Часть форумчан высказывалась однозначно: это помогает родным пережить горе. Таким образом они демонстрируют свою скорбь и находят себе утешение. Споры не стихали до тех пор, пока один из участников дискуссии не задал логичный вопрос: а для кого родные демонстрируют свою скорбь?
А ведь и правда, для кого? Истинная скорбь тиха. А все остальное от Лукавого. Церковь по этому поводу высказывается категорично.
Мы переговорили и с католиками, и с православными служителями культа. Суть высказываний одна. “Нельзя поклоняться месту убийства. А ведь место гибели человека в аварии, это и есть место убийства, - считает отец Уар церкви Петра Могилы УПЦ КП в Мариуполе. - Люди уходят из жизни не по своей воле, и ставить там памятники не по-христиански. Я знаю, в некоторых городах и селах западной Украины в местах, где часто происходят аварии, ставят кресты. Но не венки же вешать на деревьях”.
А протоиерей Андрей Федоренко, клирик Свято-Никольского храма в том же Мариуполе вообще заявил: венки на могилах - это языческая традиция. Христиане не должны этого делать - лишь зажигать поминальные свечи. Причем не на месте гибели, а на месте захоронения.
По мнению служителей культа, сегодня мы можем наблюдать, как на костях погибших устраивают «ярмарку тщеславия». Кто поставит памятник больше, выше, а главное - дороже. И мемориалы, которые люди возводят в местах гибели людей, есть лишь демонстрация скорби, а не сама скорбь.
Причем иногда ситуация просто граничит с абсурдом.
К примеру, в Донецком облавтодоре нам рассказали историю, которая произошла в городе Красноармейске Донецкой области. В одной из шахт там погибли шахтеры. Людей подняли на поверхность, но спасти их жизни не удалось.
После того, как тела погибших были захоронены, родственники начали производить математические расчеты. Они вычисляли место на поверхности земли, куда бы вышла вертикальная прямая, проведенная со дна шахты. Вот там они и установили памятник. Сотрудникам Донецкого облавтодора долго пришлось убеждать, что делать этого нельзя.
“Вообще, мы уже несколько лет боремся с венками вдоль дорог. Года три назад вообще какой-то психоз был с этими венками, - рассказал Сергей Гребенюк, руководитель пресс-центра службы автомобильных дорог в Донецкой области. - Стараемся вести себя толерантно. Сначала разыскиваем родственников, уговариваем их убрать памятники. Чаще всего соглашаются с нами. Но найти тех, кто установил ритуальные предметы, бывает довольно сложно. Тогда, конечно, сносим все без предупреждения”.
В облавтодорах отмечают: борьба с венками сродни борьбе с ветряными мельницами.
В Луганской области еще в 2009 году тогдашний руководитель региональной службы автомобильных дорог Алексей Дмитренко пытался убрать с обочин дорог венки. По его мнению, никакого предупреждающего значения такие вещи не несут. Они лишь создают для водителей дополнительный дискомфорт: мол, езда по нашим дорогам и без того – совсем не удовольствие, так еще и напоминания о том, что для кого-то поездка закончилась трагически, не добавляют уверенности и мешают водителю сосредоточиться.
Однако все эти начинания не дают никаких результатов. Венки и букеты так же, как прежде, маячат вдоль дорог по всей стране, словно указатель: здесь прошлась старуха с косой.