Не последний крик «Иволги»

Как ни цинично это звучит, но трагичный финал «Иволги» или другого подобного ему катера был предрешен изначально. И дело совсем не в шторме и стечении обстоятельств... Дело в том, что подобные судна выходили и выходят в открытое море, в нарушение всех норм и правил. Выходят, потому что это выгодно. Выгодно и судовладельцам, и контролирующим органам, и даже пассажирам... На риск идут все.

Ведь, согласитесь, люди еще на причале видели шторм, видели, что судно перегружено... Но пошли на это, ведь они заплатили. Цинично так говорить о жертвах, но ведь на то он и риск, чтобы испытать судьбу, а улыбнется ли фортуна — это дело третье.

Одесситы, в своем большинстве, прекрасно помнят день похорон жертв трагедии «Адмирала Нахимова». Тогда хоронила пассажиров злосчастного рейса вся Одесса. Во всех концах города играла похоронная музыка и со всех сторон доносился людской плач.

А это, между прочим, было советское время. Где наказывать любили и умели это дело делать изощренно. И тогда вряд ли помогли человеческому горю сводки о наказанных морских диспетчерах и лоцманах, которые волею или безответственностью допустили трагедию.

В данном случае речь идет о простых козлах отпущения — капитане судна и судовладельце. Козлах, конечно, но при этом козлах отпущения.

Как рассказали нам жители Затоки, для многих в этом поселке единственным заработком является морская рыбалка. Многие, кто успел каким то образом заполучить и оформить из советского прошлого еще живой катер, зарабатывают как могут. В отличие от оккупированного ныне Крыма, прогулки вдоль побережья в Одесской области не очень популярны. А вот морская рыбалка, да еще на одесской банке, — это стабильный вид дохода и возможность содержать судно, оплачивать расходные материалы и аккумуляцию.

Ни для кого в той самой Затоке не секрет, что просто так выйти в море невозможно даже на резиновой лодке, тем более на приписанном и официально оформленном катере. Пограничники, Госгортехнадзор и прочие службы регулярно проверяют техническое состояние плавсредств и оформляют официально выход кораблей.

Жители Затоки, да и не только Затоки, а всего украинского морского побережья — от Новоазовска до Вилково, включая даже временно оккупированный Крым - знают как дважды два, как оформить такой бизнес... Другими словами, знают, кому и сколько дать за фокус с закрытыми глазами. Что там говорить, для многих жителей Одесской области, для которых рыбалка это не просто хобби, как для пассажиров злополучной «Иволги», а единственный способ выжить и прокормить семью, знают, что платить нужно не только пограничникам, но и рыбинспекторам и экологам... А вот цены этих взяток вкладываются и в цены на рынках в билеты в один конец, как это было с «Иволгой».

Губернатор Саакашвили, комментируя трагедию в первые дни,   очень четко определил главного виновника трагедии — коррупцию. Но уменьшится ли она, и спасется ли следующая «Иволга» только от того, что накажут судовладельца и капитана судна? Безусловно нет. Не уменьшится она и от того, что покарают инспектора-пограничника, который в тод день оформлял выход катеров. Ведь на место «Иволги» выйдет новое судно, может не с такой алчной командой, но желанием заработать с условием всех взяток, а на место инспектора сядет его сменщик, которому повезло в тот день быть выходным.

Неделя после трагедии показала, что система меняться не будет. Как и не будет полноценной операции по спасению, ведь и в этот раз спасатели отважно принимали на берегу спасшихся в море, а не подбирали их там, на глубине... «Спасатели» вообще не входят в «пул» обвиняемых. А зачем, ведь палец сильных мира сего указал только на капитана...

Так что вопрос следующей «Иволги», к сожалению, заключается только во времени. Систему, как видно уже, менять никто не собирается. Видать, слишком много заинтересованных в том, чтобы подобные «Иволги» по-тихому продолжали возить на рыбалку беспечных граждан, которые ради хорошего времяпровождения готовы доверить свою жизнь кому угодно, первому встречному.

А поменяется система тогда, когда мы не будем ездить в переполненных, перекошенных и полуразваленных маршрутках с водителями, которые объективно не смогли бы заслужить соответствующую категорию в правах, с красными от бессонницы глазами и дрожащими от нервного истощения руками. Поменяется система тогда, когда инспекторы перестанут придираться, заглядывая вам в карман, а помогут устранить все преграды для того, чтобы всем было хорошо. Поменяется система тогда, когда власть не будет искать самое слабое звено, чтобы его наказать, а выстроит механизм так, чтобы подобной трагедии априори не могло быть. Система поменяется тогда, когда пограничники начнут контролировать экономические воды Украины, а не смотреть на берег с надеждой, что кто-то занесет денег. Система поменяется тогда, когда люди будут получать качественные услуги, а не риск, а спасатели начнут спасать, а не пиариться.

А пока все так, как есть, приходится только уповать на Бога, чтобы не наказал нас за бездействие и удобство жить в такой системе, которую мы с таким упорством не хотим менять.