Парадокс по-одесски: ворует ли Красный Крест гуманитарную помощь?

Милиция Одессы расследует заявление волонтеров и организаторов сбора гуманитарной помощи из Швейцарии о расхищении этой же самой помощи работниками регионального представительства Красного Креста.

Объем груза – 6 фургонов с теплыми вещами, носилками, карематами, дыхательными аппаратами и многими другими надобностями на общую сумму в 4 млн гривен. Предназначалась помощь одесскому госпиталю, украинским военным и даже городскому роддому. Организаторами акции стали местные активисты, заручившиеся поддержкой неравнодушных к Украине швейцарских друзей. Для растаможни и дальнейшего распределения по заранее уговоренным местам был выбран одесский филиал Красного Креста. Первая фура с помощью в госпиталь до места назначения добралась нормально, чего нельзя сказать об остальных 5. Как раз на этом моменте и начался конфликт одесских волонтеров с Красным Крестом.

По словам активистов, последующие остальные фургоны с гуманитарной помощью либо не доходили до своего места назначения, либо шли в не оговоренные в дарственном договоре места, или вообще просто таинственно исчезали. Никакой отчетности Красный Крест при этом не предоставлял, хотя фактически именно он был ответственный за доставку грузов в нужные места. Сейчас, милицией города началось расследование пропажи дорогой и нужной людям помощи. Интересно, что и представители самой гуманитарной миссии в Одессе, которые по этому делу фигурируют как обвиняемые в незаконном присвоении и распределении помощи, сами не отрицают того, что свободно распоряжались гуманитарным грузом.

"Мы живем в Украине, а не в Швейцарии, и соблюдаем украинский закон. В данном случае весь груз пошел по назначению, а заявители сами же подписали список распределения гуманитарной помощи. Помощь мы отправили тем, кому действительно она была нужна больше всего", – заявила на сегодняшней пресс-конференции председатель Одесского отделения Красного Креста Барныч Тамара Владимировна. 

Парадокс по-одесски: ворует ли Красный Крест гуманитарную помощь? (фото) - фото 1

Ситуация казалась бы благородной, но как рассказала 048 Юлия – одна из организаторов отправки гуманитарной помощи, во время подготовки к отправлению в Украину второго фургона, Красный Крест в лице Тамары Барныч заявил волонтерам о своих правах владения грузом и потребовал 20% от общего количества помощи, на что первые были вынуждены согласится. Даже после такого благородного подарка, ни один последующий фургон не дошел до своего места назначения. Исходя из этого, активисты и подали в милицию заявление.

Выяснилось, что среди всех машин с помощью, груз только с последней отправленной в Марте, Красный Крест решил сохранить у себя на складе для будущих потребностей. Вчера этот склад сотрудники милиции опечатали, а нескольких представителей организации пригласили на допрос. Оказывается, 5 фургонов с гуманитарной помощью, Кресты распределили по городу среди 12 организаций, а свои действия считают законными. Хотя законность таких действий ставит под сомнение копия дарственной, предоставленной 048 волонтерами. Здесь в одном из пунктов точно указаны места распределения помощи. На сегодняшней конференции, Тамара Барныч также вспоминала о распределении груза, уточняя, что он был подписан волонтерами и исходя из него, а также закона Украины о Красном Кресте, принадлежит им и распоряжаться им будут исключительно они. 

Снимок экрана 2015-10-30 в 18.40.10

Статья 18 закона Украины об организации Красного Креста указывает на то, что товары и материальные ценности, передаваемые организации, его органам и местным организациям как гуманитарная или добродетельная помощь, распределяются и используются Обществом исключительно бесплатно для исполнения заданий. Но на каком тогда основании и праве представители одесского Креста могли подписывать документ, обязующий их доставить определенную помощь в указанные места?

Красный Крест заявил, что нанятые ими адвокаты сделают все возможное, чтобы из преступника превратится в потерпевшего, так как по их словам, к ним в офис ворвались представители организации "Совет Общественной Безопасности" и вынуждали их вернуть оставшуюся гуманитарку волонтерам. Тогда для решения ситуации потребовался даже вызов полиции. Руководитель СОБ Марк Гордиенко рассказал 048, что его организация просто не могла не вмешаться в этот конфликт, так как считает, что груз был обманным путем просто раздерибанен.

Понятно, что утерянные 5 фур с гуманитарной помощью от жителей Швейцарии уже не вернуть, а их остатки на опечатанном складе сделают не так много, сколько могли бы сделать, придя на нужное место всем составом. Расследование милиции только началось, так что пока особых комментариев по этому поводу ждать не приходится. Сейчас важно – как в дальнейшем предотвратить повторение подобного случая, и не только в Одессе. Также стоит понимать, что учитывая международный характер инцидента, доверие соседних стран к Украине в области гуманитарной помощи может значительно упасть.