Одесса показывает зубы. То, что сейчас происходит на перекрестке Пушкинской и Дерибасовской, именуемое «прокурорским майданом», имеет все шансы масштабироваться на уровень всего города.
Последние события и грамотная самоорганизация протеста практически не оставила шанса всевозможным коррупционерам не только получить назначение в Одессу, но и продолжать спокойно работать.
Пока городской протест разбит на два лагеря: сотни предпринимателей, которых выживают городские власти, но которые пока еще не готовы принять участие в решении городских проблем и сотни активистов, переживающих за город и за возможность политического реванша со стороны коррупционеров.
Пока что между этими двумя категориями есть грань, но она становится все более нечеткой. Объединениям этих сил мешает (а мешает ли?) отсутствие конкретного лидера и отсутствие координации между собой.
Если же эта грань рухнет окончательно и предприниматели, отстаивая свои интересы помогут активистам отстоять общие цели — одесский режим рухнет, как карточный домик.
И с горами компромата, вряд ли найдется хоть кто-то, кто бы посмел выходить на защиту мэра Труханова как символа реваншизма в Одессе.
Дровишки с делишками
Вся красота момента во взрывоопасной ситуации с прокурорским майданом находится в здании по-соседству.
Дело в том, что сразу по нескольким направлениям «жизнь забила ключом» по мэру Труханову. А одесские протестующие, в своем абсолютном большинстве, мягко говоря, совсем не равнодушны к персоне, которая сейчас называется городским головой. 80% протестующих перманентно бастуют против застройки города, против Труханова лично и против сепаратистов.
Остальные 20% людей, которые приходят под прокуратуру находятся в прямой заинтересованности в мэре Труханове, будучи «завязанными» во всех отношениях на вице-мэре Котляре. Однако, в силу политической самоидентификации не могут не участвовать в нынешнем протесте.
Красота самой игры заключается в том, что с прокурорского майдана инициативная группа прибрала все партийные и организационные бренды, выбив из-под ног кукловодов всяческую возможность расколоть движение.
Другими словами, если прокурорский майдан победит, а в этом, учитывая личность Николая Стоянова, сомневаться не стоит, он перекочует под стены мэрии, где так же, не за кого-то, а против конкретного лица продолжит «майданить».
Труханов уже вынужден вступать в игру, предлагая протестующим перейти с уличного формата на кабинетный, под предлогом заботы о безопасности туристов. Отдельно мэр пытается нажать на полицию, убеждая тех в проигрышности их позиции соблюдения нейтралитета.
И здесь уже нет высокомерного обзывания этих-же людей «шизофрениками». Ситуация уже не та. Ведь случись две недели назад этот же скандал, СМИ пестрели бы заголовками: «Гражданин России Труханов обозвал одесситов шизофрениками». И это стало бы выстрелом «Авроры».
Больше всего Труханова и его политтехнологов заботит то, чтобы победа на Стояновым произошла не благодаря уличным протестам, а каким -то кулуарным договоренностям. Другими словами, мэра Одессы заботит то, чтобы в городе политически активные граждане не получили позитивного опыта победы прямого народовластия.
Грузинский след
Совсем другая и не самая выгодная позиция у команды одесского губернатора Саакашвили. Тот всячески пытается выставить прокурорский майдан в свете своего политического проекта. Своими личными посещениями мероприятия Саакашвили, как бы намекает, что активные одесситы полностью поддерживают его команду и готовы действовать под его протекторатом.
Здесь не все так однозначно, но в большей мере — такое представление ошибочно. По сути, это показал т. н. «грибной майдан», который должен был защитить интересы Саши Боровика после первого тура выборов городского головы.
Конечно, ситуативно, Саакашвили выжмет с прокурорского майдана все, что ему нужно. И протестующие даже на него не обидятся. Губернатор даже сможет гипотетически остановить протест, выведя из него преданных ему людей. Однако, вряд ли Саакашвили сможет щелчком пальца собрать такой же немотивированный финансово майдан для защиты других своих интересов. Просто пока эти интересы у горожан и у губернатора совпадают.
Лузеры или заложники обстоятельств
И совсем уже проигрышная позиция у ряда политических сил, которые стараются не проявляться на прокурорском майдане, формально поддерживая протест. Это группа движений, прямо контролируемая экс-губернатором Палицей, который имеет более чем теплые отношения с Трухановым.
«Правый сектор», «Самооборона Майдана», «РГБ» и «Автомайдан», имея вместе солидный человеческий ресурс, вынуждены ходить на прокурорский майдан по очереди, оставляя себе люфт для возможного «стратегического отступления».
Их лидеры объясняют свое поведение нежеланием отстаивать интересы «грузинской команды», при этом, лукаво заявляют, что остаются с народом.
И это при том, что данные силы о себе заявили в основном защитой Одессы весной 2014 года. Сейчас же, их деактуализация, на примере политического бездействия, может стоить вышеперечисленным силам их востребованности, а значит, и дальнейшего существования.
Вместо послесловия
Одесситы, на самом деле, имеют достаточный опыт в подобного рода мероприятиях. Оторванный от реальности мэр Костусев также не допускал в 2012 году того, что разъяренные предприниматели и политические активисты смогут предпринять попытку штурма мэрии.
Сейчас для мэра Труханова складывается похожая ситуация. Горы компромата, сотни, а то и тысячи обиженных предпринимателей, городские активисты и противники застройки... разница между Трухановым и Костусевым осталась лишь в том, что нынешний мэр не имеет явной политической поддержки ни в Киеве, ни в регионе, и апеллировать ему не к кому.
Прокурорский майдан на самом деле имеет опыт политического разрешения в Виннице. У властей на данный момент существует последний люфт для того, чтобы церемония «показывания зубов» одесситами закончилась мягкой победой над Стояновым.
Ведь накануне второй годовщины событий 2 мая и активизацией сепаратистского движения, контроль над протестом может быстро потеряться.
Тогда уже за власть должны боятся не только коррумпированные чиновники и мэр, а вся вертикаль.