По Одессе ходил «Русский мир». В Крестном ходу было место флагу России, но не знамени нашего государства

Сегодня в Одессе прошел анонсированный ранее Крестный ход в честь 95-летия со дня обретения иконы Богородицы «Державная». Несколько десятков людей с иконами, а также организационными и российскими флагами прошли несколько кварталов в центре Одессы.

Наверное, многих за пределами Одессы (а точнее, Одесской области, которая совпадает с границами Одесской епархии) невероятно удивило бы соседство икон с политическими флагами. Но подобная картина давно уже не удивляет самих одесситов.  Митрополит Агафангел, благословивший эту акцию, давно известен своей политической деятельностью больше, нежели духовной. Священники Одесской епархии в страхе перед авторитарным пастырем предпочитают покориться ему в устных назиданиях, нежели почитать внутрицерковные документы, которые сам митрополит и подписывал.

Напомним, что термин «политическое православие», которое включает в себя не только участие священников в политической жизни общества (примерами могут стать депутатские мытарства в Партии регионов самого митрополита Агафангела, епископа Алексия и матушки Серафимы), но и внесение внутрь церковной ограды политических лозунгов околоцерковной «тусовки».

Читателям не излишним будет отыскать в Интернете решение Архиерейского Собора Украинской Православной Церкви Московского патриархата (к которой и принадлежат герои этой статьи). Так вот, еще в январе 2008 года в ответ на такую же провокационную деятельность Союза православных граждан Украины, которую также, как и этот Крестных ход, благословлял митрополит Агафангел, Собор Архиереев Украинской Православной Церкви резко осудил. Интересней всего, что под документом стоит подпись самого одесского митрополита.

Тогда предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир так охарактеризовал явление, названное «политическим православием»: «Так называемое «политическое православие», с точки зрения которого часто выступают некоторые околоцерковные деятели, является крайне опасным явлением, которое уводит людей от православия, каким оно было передано нам Отцами Церкви. Оно разжигает политические страсти, провоцирует непослушание иерархии, вносит вражду в Церковь».

Аналогичную оценку «политическому православию» дал и Архи­ерейский собор УПЦ. «От полноты Украинской православной церкви мы  осуждаем так называемое «политическое православие», предусматривающее внесение в церковную ограду политических лозунгов, поскольку последнее не соответствует духу Христовой проповеди. Мы считаем деструктивным влияние на церковную жизнь Украины политических и околоцерковных общественно-политических организаций, в том числе заграничных».

Вот так, именно под таким определением подписался митрополит Агафангел, который без тени смущения от имени всех православных христиан поздравляет новоизбранного президента соседней страны, тот самый, который благословляет в Одессе Крестные хода под знаменем этой страны.

Чтобы ни у кого не возникло сомнений в том, насколько обозначенный нами термин «политическое православие» соответствует тому, что делается в Одессе, приведем несколько определений этого явления, сформулированных идеологами этой доктрины.

Так вот, «политическое православие», пишет один из его идеологов, русский националист Егор Холмогоров, — это «фор­мирование конкретной политической позиции на основании догматики, канонов, нравственного и аскетического учения, истории и историософии Православной Церкви». Как именно можно из вероучения Православной Церкви сформировать «конкретную политическую позицию», Холмогоров и его соратники умалчивают. Однако, как показывает практика, выдуманное Е. Холмогоровым и додуманное Ки­рил­лом Фроловым «политическое православие» — это упакованный в «православную» обертку русский национализм, попытка навязать многонациональной Русской православной церкви разрушительную идеологию национального монизма и эгоизма. Деструктивная в самой России, эта идеология особенно опасна сегодня в Украине, где каноническое право­славие и так, с легкой руки политических демагогов, насильственно ассоциируется с «русской идеей».

Напоследок напомним, почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы «Державная» была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона, 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви села Коломенского (ныне в черте Москвы), накануне отречения от российского престола Николаем вторым.

По мнению ряда православных, символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

Вот только причем здесь Украина и Одесса?