Финансовое положение Одессы ухудшается с каждым днем.
Напомним, при составлении одесского городского бюджета на 2012 год чиновники по сравнению с прошлыми периодами сильно урезали расходы на ряд значимых сфер, в том числе на «социалку», ЖКХ и строительство. И это только официально. По словам высокопоставленных источников на Думской площади, в действительности картина куда хуже — ведь даже те статьи расходов, финансирование которых вроде бы увеличили (на здравоохранение, образование и т.д.), скорее всего выполнены не будут.
Прежде всего в силу нереальности цифр, указанных в доходной части. Явно с потолка взяты показатели местных налогов и сборов. Более того, дамокловым мечом нависает, и не только над Одессой, заложенный в бюджете страны огромный дефицит средств на выполнение местными советами делегированных полномочий. Грубо говоря, деньги на школы, детские сады, больницы в наличии только на бумаге, и уже к июню мы можем столкнуться с массовой невыплатой зарплат.
Столь непростое положение делает просто катастрофическим долг Одессы по муниципальному займу 2007 года, который команде мэра Алексея Костусева так и не удалось перевести в гривню и реструктуризировать. Одесситам, кровь из носу, нужно отдавать в этом году 40 млн. швейцарских франков (около 346 млн. грн.), если они не хотят общегородского дефолта. Но где взять такую огромную сумму? Исключительно изымая деньги там, где только это возможно. Что, по всей видимости, и происходит уже сейчас.
В самом деле, признаки надвигающегося финансового коллапса фиксируются повсеместно. В начале года департамент городского хозяйства, особо не афишируя, провел реорганизацию системы участков ЖКС (бывших жэков). Часть ликвидировали, остальные укрупнили. При этом уволили многих работников и, что характерно, не только из административного персонала, но и рядовых дворников с мастерами. Тем же, кто сохранил рабочие места, задерживают зарплату. Начался процесс перевода на хозрасчет муниципальных стоматологических поликлиник, детско-юношеских спортивных школ, школ эстетического воспитания и других учреждений. Любопытно, что одновременно в них повышают ставки неофициальных платежей. Так, в «эстетических» школах (музыкальные, художественные и т.д.) подняли плату за обучение до 150–180 грн. в месяц. Сотрудников коммунальных предприятий лишили всех надбавок, не платят премии, заставляют возмещать даже полученную уже матпомощь. По слухам, готовится перевод на 0,8 ставки медработников.
Единственным вариантом решения проблемы, который предлагает власть, остается реализация коммунального имущества, прежде всего недвижимого. Последние пять сессий горсовет тем только и занимается, что дает добро на продажу частным структурам муниципальной земли и помещений. Одно плохо — продают заветные квадратные метры, сотки и гектары по ценам, весьма далеким от рыночных.
К примеру, участок площадью 3,5 га под корпусами санатория «Магнолия» муниципалитет намеревается приватизировать за 28 млн. грн., или по $11 тыс. за сотку. Семь с лишним гектаров недалеко от моря в районе Лузановки уже продали за 16 млн. грн., или по $2,8 тыс. за сотку, потеряв на этой сделке почти 100 млн. грн. Нежилое здание в прибрежной зоне Одессы площадью почти 110 м2 горсовет продал за 283,7 тыс. грн., или по $323 за «квадрат» — цена эта, уверяют эксперты, занижена в пять-десять раз.
Вообще, политика городской власти в деле распоряжения коммунальным имуществом давно вышла за рамки приличия. Взять хотя бы одесский аэропорт. После безвозмездной передачи его в частные руки — господам Борису Кауфману, Александру Грановскому и, как утверждают источники в АП, кому-то из «семьи» — мэрия продолжает оказывать перечисленным коммерсантам разнообразные знаки внимания. Им передали бесплатно 30 га земли под предприятием (город теряет на этом, по самым скромным подсчетам, до 9,5 миллиона грн. арендной платы ежегодно), освободили от долевого участия в развитии инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры.
При этом новые собственники явно не стремятся начинать обещанную реконструкцию. Складывается впечатление, что их цель — выкачать как можно больше денег из некогда коммунального предприятия, не вложив в его развитие ни копейки. Например, за последние месяцы все прибыльные службы перешли из пока еще существующего КП в ведение новосозданного ООО, а все расходы и амортизационные отчисления так и остались на плечах коммунальщиков. Коммерсанты сделали платной парковку у предприятия, подняли в четыре раза стоимость аренды помещений аэровокзала, с $3 тыс. до $5 тыс. подскочил тариф за услугу «взлет-посадка».
В результате «Международный аэропорт «Одесса» уже покинули «Австрийские авиалинии» и израильская «Эль Аль». Не исключено, что до лета из Одессы уйдут и «Турецкие авиалинии». А ведь когда-то за счет чистой прибыли аэропорта город фактически содержал муниципальный электротранспорт, другие службы. Увы, эти времена, похоже, позади.
На этом фоне форменным издевательством выглядит затеянная «регионалами» в преддверии выборов пиар-акция под заимствованным у российских «единоросов» названием «Народный бюджет». Суть акции такова: народ указывает власти на то, как следует расходовать государственные денежки, а власть выполняет эти указания. По крайней мере, об этом сообщают расставленные по всему городу билборды с «социальной» рекламой. Как показывает практика, «народ» требует строительства различных объектов социальной инфраструктуры — школ, больниц, собесов. И ремонта дорог.
Но ведь денег, как мы отмечали, в бюджете нет. За чей же счет праздник? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Источник финансирования дорогостоящих предвыборных проектов один — бюджет, прежде всего государственный, благодаря замораживанию ряда социальных программ и все тому же дефициту по защищенным статьям. То есть средства просто перекачиваются из зарплатной части в «развитие».