Рабы золотого тельца
Сегодня их легко отличить на дороге: машины невероятно дорогие, стекла невероятно затонированные, поведение невероятно неадекватное. Они едут по встречной полосе и сигналят встречным машинам, они летят на красный свет, невзирая на переходы, они устраивают ДТП и орут на сбитых пешеходов, мол, «под колеса бросаются». Они – чиновники, золотые сыновья и дочери, любовники и любовницы, да и чего греха таить – сами милиционеры с родственниками. Они – мажоры.
Дела давно минувших дней
Петросян и Кравец – эти две фамилии уже не один год не сходят с новостных лент Одессы и всей страны. Убитые и покалеченные одесситы и одесситки с родными и близкими тщетно пытаются добиться справедливости в одесских судах. Однако… Кравца амнистировали, а дело Петросяна опять отправили на доследствие.
Война… пустых кастрюль
Конец января 2012 года. Волна кадровых перестановок в течение нескольких месяцев перетряхивает милицейскую верхушку по всей стране. Одесса - не исключение. Однако именно в этот момент перетрубаций и изменений появился, казалось бы, просвет в опасных дорожных буднях одесситов – на мажоров громогласно с трибуны обратил внимание губернатор Матвийчук.
«Президент уже обращал внимание на одесских мажоров. Я думаю, все сидящие здесь сталкиваются с ними постоянно. Я обращаюсь ко всем: давайте-ка всех своих детей, чтобы потом не было обид, я не посмотрю, чей это сын, мы будем доводить до конца, до уголовных дел, и будут сидеть. Гонять по городу без номеров, без ничего. С утра по городу едут, такое ощущение, что под 200 километров в час. Мы нашли полное понимание с новым руководством областной милиции, отныне с этим будет покончено. Уже с утра детям опасно в школу ходить, из ночных клубов повыходят и начинают на своих машинах гонять обкуренные. С этим надо заканчивать!», - заявил глава Одесской области.
Вслед за этим силовики делают еще один шаг, обрезая основной путь «решения проблемы» для мажоров, - выдают чуть ли не манифест о том, что отказываются брать взятки. Аккурат под публикацию указанного материала появляется в сводке МВД информация о задержанном водителе-взяточнике. Появляется едва ли не однократно. А тем временем на одесских дорогах…
Факты. Безжалостные и беспощадные
На одесских дорогах не стало ни легче, ни тяжелее. Все осталось так же плохо, просто теперь скорее выясняются фамилии и должности высокопоставленных беспредельщиков.
26 января, 23:00. На одной из оживленнейших площадей города, площади Толбухина, маститый «БМВ» на полном ходу врезается в мусоровоз и переворачивается. Иномарка пыталась на большой скорости пересечь перекресток на красный сигнал светофора, врезалась в попутный мусоровоз, машина по инерции взлетела вверх, сделала оборот и приземлилась на крышу, а водитель выскочил из салона и, очевидно, находясь в состоянии аффекта, бросился бежать.
Меньше суток понадобилось, чтобы установить владельца машины – она принадлежит жене начальника Малиновского УГРО. Данный факт признает новоиспеченный начальник облУВД Сергей Резников. Однако милиция «забывает» упомянуть о пострадавших в ДТП – их, замеченных очевидцами, якобы не было.
15 февраля, первая половина дня. На Краснова, в сторону того же Толбухина – ДТП. «Тойойта Камри» врезается в маршрутку. По сведениям журналистов – за рулем был сотрудник ГАИ. В ведомстве разводят руками – «фиксируют только те ДТП, в которых есть пострадавшие».
Не стоит забывать и воистину мажорное ДТП с участием маршрутки в конце прошлого года – тогда «Додж Вайпер» стоимостью 100—200 тысяч долларов столкнулся с маршруткой. Нескольких человек увезла «скорая». По информации журналистов, за рулем «супер-кара» был состоятельный человек, владелец нескольких одесских ночных клубов Руслан П.
Почти час понадобился бойцам «Кобры», чтобы догнать спортивную «Ауди ТТ». Водитель и пассажир оказались чиновниками Одесской облгосадминистрации.
«Водитель отказывался выходить из авто. Мы его вытащили, потому что он был пьян — он и его пассажир. Они показывали нам различные удостоверения сотрудников Одесской ОГА — угрожали нам увольнением из органов МВД», — рассказывает Олег Якубец, офицер специального отряда особого назначения ДПС «Кобра» при МВД Украины.
ДТП с трагическим итогом произошло ночью 23 февраля под Одессой напротив ТРЦ «Ривьера». Водитель автомобиля «Тойота», выполняя обгон, выехал на обочину и сбил 53-летнюю женщину. Удар был настолько силен, что женщину отбросило прямо под колеса проезжающего мимо автомобиля «Nissan».
От полученных травм женщина скончалась на месте.
СМИ стремительно распространяют информацию: за рулем автомобиля «Тойота Королла» белого цвета были два пьяных сотрудника милиции (один — старший уполномоченный УБОП, капитан милиции, другой — оперуполномоченный УВБ). 24 февраля в 5.00 на место трагедии прибыло руководство облУВД.
9 марта, 6:30 утра. В Одессе иномарка под управлением помощницы судьи Апелляционного суда врезалась в такси «Дэу» и остановилась через 50 метров, столкнувшись с другим авто.
«Она доказывает, что ехала со скоростью 60 км в час и ничего не нарушала, а мы выскочили на перекресток на красный свет. Этот перекресток снимают две видеокамеры. Надеемся, что на записи будет видно, кто на самом деле нарушил правила», – рассказал пассажир «Дэу».
11 марта, 14:00. Джип с пропуском прокуратуры на лобовом стекле врезался в стихийный рынок на улице Ризовской и повредил припаркованный неподалеку «Дэу Матиз». Более того, сбил пешехода, который в больнице впал в кому. Водитель автомобиля, по словам свидетелей аварии, был настолько пьян, что после ДТП его из машины вывели под руки. А журналисты рассказывают, что он еще и мочился у всех на глазах накануне ДТП.
Несмотря на то, что очевидцы неоднократно вызывали сотрудников ГАИ на место ДТП, они не появлялись более 2 часов. Между тем, на место происшествия прибыли милиционеры, которые охраняли автомобиль от самосуда возмущенных людей. Виновника аварии с места происшествия увезли его родители. Отметим, что экспертиза на наличие алкоголя в крови на месте аварии не проводилась.
Затем пресс-служба МВД опубликовала информацию о том, что водитель «Тойоты», 43-летний одессит, никакого отношения к правоохранительным органам не имеет.
Однако это теперь не имеет решающего значения: 14 марта стало известно, что сбитый пьяным «мажором» на тротуаре одессит скончался в реанимации.
Наконец, 13 марта. Двое сотрудников Одесского УГАИ, попросив не называть их фамилии, рассказали «Сегодня», что никакая «война» с мажорами на дорогах не ведется. А за остановку авто высокопоставленного чиновника можно запросто вылететь с работы.
«Недавно остановили белый БМВ-Х6 жены руководителя облУВД Сергея Резникова. И такой разнос потом получили от начальства! А осенью 2011 года также тормознули личную машину заманачальника облУВД, подполковника Стародубова, — для проверки документов. За это инспектора чуть не выгнали с работы, — признаются наши собеседники. — Сейчас списков «неприкасаемых» авто уже не выдают. Вместо этого каждый гаишник должен знать госномера областного и городского начальства наизусть».
В свою очередь в интервью изданию Сергей Резников категорически опроверг эту информацию: «Моя жена ездит со скоростью 40 км/час и правила не нарушает. Ее никто не останавливал. А рассказы о том, что за остановку начальства на дороге в одесской милиции наказывают, — глупости».
«Пчелы против меда» или предвыборный пиар?
Факты налицо: в самые резонансные ДТП попадают чиновники или силовики. Классические же «мажоры» зачастую просто разбиваются в лепешку на трассе, оставляя после себя лишь номерные знаки и груды металлолома. Так против кого направлена борьба «с мажорами»? Против себя? Или против тех, кто может поднять голос – против народа, беспечно переходя дорогу на пешеходных переходах и на зеленый свет светофора.
На страницах сайта «Храбро», имеющего отношение к «зирковому» анархисту Вадиму Черному инициативу ГАИ расценивают однозначно: «новый начальник облГАИ Одессы рассказал о якобы проводимой его ведомством акции Stop, мажор, в рамках которой задерживаются неадекватные водители дорогих автомобилей. Это совершенно не так.
Прежде всего, милицейские отработки не могут иметь такого названия. В них не употребляется ни иностранный текст, ни сленг. Stop, мажор — это пиар-акция губернатора, направленная на отмывание рейтинга ПР перед выборами.
Нет и никакой специальной операции ГАИ против мажоров. В городе проходит обычная отработка с участием Кобры. Пока единственный заметный результат — задержание иностранца на угнанном Порше с поддельными документами. Назвать его мажором было бы трудно. Кобра останавливает множество и самых простых автомобилей, просто в СМИ попадает жареная информация вроде перехвата Audi TT, за которой ГАИшники гонялись битый час — а остановив, аж составили протокол.
Проблема мажоров на дорогах является системной, и ГАИ ее решить не может. В тотально коррумпированной стране, где чиновники являются основными богачами, рядовой сотрудник ГАИ совершенно естественно не будет наживать себе неприятностей, восстанавливая справедливость.
Забавно, что совсем недавно Кобра гонялась как раз за автомобилем губернатора, который грубо нарушил ПДД. В результате принципиальных действий сотрудника Кобры, этот самый сотрудник был уволен. Так что ГАИ вряд ли кинется бороться с мажорами».
Более того, там появлялись даже «креативные предложения»: «В рамках объявленной губернатором пиар-акции по борьбе с мажорными ДТП нарушителям будут предлагать подписать согласие на передачу своих органов законопослушным водителям. Подобная система действует в других странах, где на права наносится отметка, позволяющая сразу отдать погибшего в аварии на донорские органы, но в Украине нет законодательной базы для такого рода акции, а согласие водителя должно быть заверено нотариально».
Вместо P.S.
Кто виноват? Люди, те самые простые люди, которые так дружно поливают грязью правительство, милицию, горсовет и облсовет, Януковича и Путина, Обаму и принца Датского, чтобы не расслаблялся. Почему? Потому что говорить продолжают на кухнях, а не на площадях, потому что забились в норы и не желают вылезать из схронов.
Что движет мажорами? Власть, ощущение свободы, вседозволенности, желание выжать максимум из имеющегося.
Что может сдерживать таких людей, людей, которые возомнили себя королями мира? Страх. Что оторвут голову, например. Или (чисто гипотетически) гражданское общество, гуманное общество, ставящее во главу угла человека как наивысшую ценность. Но оно у нас пока остается только в лозунгах и на бумаге.
А выводы… Выводы каждый делает сам.