В Украине депутаты придумали для покупателей новый налог на страх

Депутаты предлагают за дополнительную плату спасти здоровье народа. Теперь вместо «поднадоевшего» ГМО будут спасать от бесполезного глютена.

Депутаты запланировали новый «крестовый поход» за здоровьем своих избирателей. За сценарий взята предыдущая «война» чиновников с генно-модифицированными организмами, когда все продукты питания (и даже туалетная бумага) получили обязательную маркировку «без ГМО». Теперь же производителей и импортеров продуктов питания депутаты намерены заставить рисовать на этикетке дополнительную маркировку: «не содержит глютена» (gluten-free) или «с очень низким содержанием глютена» (very low gluten).

В изменениях к статье 38 закона «О безопасности и качестве пищевых продуктов», принятых в первом чтении и взятых депутатами за основу (законопроект №8493) предлагается наносить обязательную маркировку об отсутствии глютена на упаковки для абсолютно всех продуктов. Включая даже те, которые не являются продуктами переработки злаковых культур и не могут содержать глютен по определению. Несмотря на это, отечественные законотворцы желают автоматически перевести все продукты в категорию безглютеновых.

По наблюдениям завотделением гигиены питания и безопасности пищи Центра радиационной медицины Академии медицинских наук Игната Матасорова, многие потребители, ведущие здоровый образ жизни, предпочитая покупать именно такую еду, на самом деле даже не догадываются, что попадаются на крючок маркетологов. Страшное слово заранее пугает особенно сознательную часть покупателей. Хотя в действительности глютен – это тоже, что и клейковина (основной белок злаковых).

Он действительно может быть опасен, но только для тех людей, которые больны наследственным аутоиммунным заболеванием целиакией (глютеновая энтеропатия).

Однако больных с таким диагнозом в Украине по официальным данным насчитывается чуть больше полутысячи человек. Диабетиков в нашей стране в тысячу раз больше, но надписи «без сахара» на обычных продуктах не видать. Они присутствуют лишь на продуктах специального назначения. Избранный способ заботы о здоровье нации на этом фоне выглядит несколько странно. К тому же, кто будет отвечать за соответствие новой надписи gluten-free действительности пока еще не ясно.

По словам главного специалиста ассоциации «Укркондпром» Жанны Немченко, в нынешней редакции законопроекта содержится фактическую ошибка в показателе – вместо 20 мг на килограмм указана норма 20 мг на 100 г. А в таком количестве глютен может попасть в продукт даже при перекрестном опылении злаковых культур.

Помимо изменения маркировки на этикетках, глютеномания повлечет за собой дополнительные исследованиях в аккредитованных лабораториях и регистрацию рецептуры продуктов в Министерстве здравоохранения. Так же, как это происходит сейчас с товарами для диабетиков.

В том, что новшество может нанести значительный материальный ущерб для всей пищевой отрасли, эксперты не сомневаются. Аналогичная ситуация уже произошла с изменениями в Технический регламент на маркировку пищевой продукции. После «усовершенствования» его правил пищевикам дали всего лишь девять месяцев на адаптацию.

Что, впрочем, вполне обосновано. Заказ этикеток и упаковки для пищевой продукции имеет свои особенности. Дабы минимизировать затраты компании заказывают огромные тиражи этикеток и упаковок сразу на год вперед. За счет большого вала так выходит гораздо дешевле, чем каждый раз печатать этикетки небольшими партиями.

На этих этикетках выштамповывается конечная маркировка для потребителей, и изменить ее значит просто полностью перепечатать весь тираж. Свои дополнительные затраты производители готовы, разумеется, переложить на кошельки потребителей. Полная замена упаковки вполне способна привести к новому витку цен на продукты питания. В компаниях уже подсчитали: такие надписи на каждой партии товара, подкрепленные специальными лабораторными исследованиями, обойдутся минимум в дополнительные 700-900 грн.

Жанна Немченко говорит, что за рубежом продукты gluten-free стоят в несколько раз дороже обычных, поскольку их производство требует соблюдения специальных, более жестких условий. Так же, как например, товары для диабетиков или органическая еда.

Отсутствие подобных составляющих процесса на фоне ярко выраженного стремления перенаправить денежные потоки производителей в сторону контролирующих органов и лабораторий реальной гарантии потребителю не дает. Эксперты убеждены, что это будет не информация, а профанация для всех больных. Пример с ГМО тому подтверждение: «Укрметртестстандарт» каждый год обнаруживает 5-7% продуктов с генно-модифицированными организмами, несмотря на появления маркировки «без ГМО».