Творческая активность Заслуженного артиста Украины Владимира Мурзы адекватна масштабам его дарования. Блистательный исполнитель и великолепный педагог, Владимир Анатольевич всегда «открыт» для музыкантов-единомышленников и учеников, которых постоянно приглашает к сотворчеству. В результате этого рождаются программы, которые завораживают разнообразием исполняемой музыки, глубиной ее прочтения, подлинной виртуозностью и высокой ансамблевой культурой. Это в который раз подтвердил майский концерт.
Он открылся концертным триптихом Виктора Власова на тему картины Иеронима Босха «Страшный суд». Обращение композиторов к произведениям великих художников имеет давние традиции. Достаточно вспомнить фортепианный цикл «Картинки с выставки» М. Мусоргского или, скажем, «Картины русских живописцев» И. Шамо... В Босхе В. Власова привлекло многообразие приемов выражения светлых и темных сторон человеческого бытия. Идя вслед за гениальным живописцем, композитор использует приемы полистилистики. В первой части триптиха, «Рай», прослеживаются черты, присущие импрессионизму: прозрачность мелодии, изысканность гармонии. Вторая, «Искушение», решена в стиле барокко, третья, «Ад», - это продуманное использование современных, авангардных средств музыкальной выразительности.
Первоначально произведение было написано для баяна. В концерте «Приглашает Владимир Мурза» оно прозвучало в исполнении квартета в составе: Михаил Ксида (кларнет), Татьяна Кравченко (фортепиано), Сергей Шольц (виолончель) и Владимир Мурза (баян). В интерпретации триптиха поразили философская глубина и эмоциональная насыщенность, высокая ансамблевая культура.
Затем Владимир Мурза мастерски исполнил «Фантазию-каприччио на темы Дж. Гершвина» А. Белошицкого, пьесу «Девушка из Ипанимы» Антонио Карлоша Жобима в обработке Виктора Власова. Это - джазовая музыка, предполагающая, наряду с глубиной проникновения в авторский замысел, виртуозность и импровизационность. Прочтение В. Мурзы восхитило зал масштабным воплощением этих качеств.
Потом в дуэте с отцом выступил сын Владимира Анатольевича, четырнадцатилетний Алексей Мурза. Несколько недель назад он стал обладателем «Гран-при» в категории «исполнители до 17 лет» Международного конкурса «Вічний рух» в Дрогобыче. Была исполнена виртуозная пьеса Е. Дербенко «Старый мотив», где Алеша показал себя как музыкант, способный выступать на равных с солистами самого высокого ранга. Вслед за этим «семейным дуэтом» на сцену вышли лауреаты международных конкурсов скрипач Андрей Мурза и баянистка Ирина Серотюк, с блеском исполнившие три части из детской сюиты Л.Самодаевой.
И вновь на сцене Владимир Мурза. Зал захватывают «Интродукция и Регтайм» известного российского композитора А. На Юн Кина. А вслед за этим произведением - премьера: римейк известной песни А. Цфасмана «Неудачное свидание» Виктора Власова. Пьеса написана в стиле «хонки-тонк» или «Барелл-хаус» - архаичном джазовом стиле «дорегтаймовой» эпохи. И вновь - шквал аплодисментов: и автору, и талантливому интерпретатору.
Следующий раздел программы посвящен Астору Пьяццолле, композитору, музыка которого пользуется в мире беспрецедентной популярностью. Это музыка глубокой мысли и обнаженного нерва. Ее содержательная сторона вызывает ассоциации с прозой Маркеса и Борхеса, во многом загадочной, до сих пор до конца нерасшифрованной символикой поэзии Лорки. Квинтет в составе: Андрей Мурза (скрипка), Михаил Якубовский (гитара), Татьяна Кравченко (фортепиано), Андрей Селин (контрабас) - звучал как единое целое. Прозвучали известные произведения Пьяццоллы: «Кичо», «Песня Ангела» и «Весна в Портеньо». Замерший зал ловил каждый штрих, каждый оттенок, каждый поворот мысли этой прекрасной, завораживающей музыки, испытывая прекрасные мгновения духовного очищения...
А вслед за этим - выступление квартета народных инструментов в составе: Светлана Мурза (домра), Александр Мурза (балалайка), Владимир Мурза (баян) и Андрей Селин (контрабас), ярко, по-настоящему мастерски исполнившего сложные инструментальные миниатюры.
Одесситы по праву гордятся выдающимися музыкантами, прославившими наш город в прошлом. Список великих имен известен. Однако, как мне кажется, мы далеко не всегда отдаем отчет в том, какого класса исполнители живут рядом с нами. В искусстве не существует табели о рангах. Тем не менее, личность Владимира Мурзы, солиста, яркого творческого лидера и скромнейшего человека, безусловно, заслуживает того, чтобы стоять в числе первых имен музыкантов, прославляющих Одессу и Украину в целом сегодня. Столь же велики заслуги перед всеми нами композитора Виктора Власова, который создал много оригинальных произведений для исполнителей на академических народных инструментах.
Семья Владимира Анатольевича Мурзы - его жена Светлана, сын Алексей, брат Александр, племенник Андрей, - и все те музыканты, которые разделили с ними успех майского концерта, - это тот уровень мастерства, который и определяет статус Одессы как крупного музыкального центра. А главное - их творчество делает нас сопричастными к прекрасным произведениям, которые надолго остаются в наших сердцах.