Тест-драйв безвиза: как одессит в Европу ходил (ВИДЕО)

То, о чем писали, говорили, спорили много месяцев подряд, наконец стало реальностью: безвизовый режим заработал.

Одессит Глеб Жаворонков в первый день безвиза пешком пересек границу Украины с Евросоюзом, и пообщался с пограничной службой, показав биометрический паспорт.

Жаворонков в Ужгороде сел на маршрутку, едущую до Малых Селменцей. Там на словацко-украинской границе пешком перешел в село Вельке Слеменце. Раньше это было одно село, но в 1945 году по улицам провели границу между УССР и Чехословакией. О драме разделенных семей словацкий режиссер Ярослав Войтек в 2009 году снял документальный фильм «Граница».

"Можно много говорить об эпохальности и корколомности момента вхождения Украины в европейское геопространство, но в первую очередь хочется сказать спасибо украинским воинам, без которых ни о каком безвизе и самостоятельности речи бы не шло", - считает Жаворонков.

048 пообщался с путешественником, и узнал, как его встретила Европа.

048: Прежде чем вы расскажете подробно о своем путешествии, интересно узнать, были ли сложности с получением биометрического паспорта? Ночевать под ОВИРом не пришлось?

Жаворонков: Я получал его давно, потому что надеялся, что безвизовый режим Украина получит еще в прошлом году. Ну да, это было осенью прошлого года, дежурить пришлось с 6 утра, было непросто, учитывая, что еще тогда областной ОВИР не работал, только районные. Помучился.. Но, с другой стороны, кто не хотел мучиться, мог получить паспорт за бОльшие деньги в сервисных центрах.

048: Вы пересекли границу интересным способом - пешком. Почему пешком?

Глеб: Пешком переходить наиболее интересно. Я специально нашел это место перехода. В основном, есть переходы общие, где границу пересекают и пешком, и на автомобиле, там всегда какие-то фуры стоят, запах бензина, и это где-то на трассе, в общем, не романтично.

Ну и вообще, можно сразу почувствовать, когда переходишь пешком, что оказываешься в Европе

Здесь можно пересечь границу пешком или же на велосипеде.  Ну и место интересное, историческое, про него и документальный фильм сняли в Словакии. Ну и вообще, можно сразу почувствовать, когда переходишь пешком, что оказываешься в Европе. Все надписи по-другому, и вообще все выглядит по-другому, учитывая даже то, что это одно село, которое разделили, там живут родственники и по одну, и по другую сторону, но само село выглядит на словацкой стороне намного лучше. Хотя это буквально пару метров - и дома уже, и улицы совсем другие - чище, и пешеходные дорожки есть.

048: В тот день было еще много желающих, не было ли каких-то огромных очередей на пункте пропуска?

Жаворонков: Насколько я понимаю, этим пунктом перехода пользуются в основном местные. И пункт не круглосуточный, по-моему, он работает с 8 или 9 утра до 9 вечера. Я когда приехал, фактически вообще никого не было. Приехала маршрутка, вышли люди, которые ехали из разных сел, чтобы перейти границу, но они прошли как жители приграничных районов, а никаких туристов с биометрическими паспортами вообще не было.

048: О чем вас спрашивали пограничники?

Я специально решил им показать небольшую сумму, продемонстрировал 50 долларов. На меня посмотрели немного недоверчиво.

Жаворонков: Они спросили, куда я еду, я сказал, что журналист, еду проверить, работает ли безвиз. Потом они взяли паспорт, полистали его и говорят: "А виз нет?" Я говорю - нет. Еще они спросили, сколько у меня есть денег. Я специально решил им показать небольшую сумму, продемонстрировал 50 долларов. На меня посмотрели немного недоверчиво. Но я вообще так понимаю, они на всех смотрят недоверчиво, потому что там место, которое редко пересекают. Потом они еще полистали паспорт, один другому объяснил, что да, вроде как безвиз, уже можно, поставили штамп, а таможенник посмотрел рюкзак, чтобы у меня не было сигарет, алкоголя - запрещенных вещей.

048: Просили ли предъявить бронь в гостинице?

Жаворонков: Нет, ничего не просили, опять же, я им сказал, что на несколько часов пересекаю границу. Может быть, если бы я планировал какое-то большое путешествие, то спросили бы про бронь отеля, а так ничего не спросили. Никаких больше вопросов не задавали.

048: Вы перешли - и сразу почувствовали, что попали в более развитую экономически среду? Как отличаются дороги?

Жаворонков:  Маршруткой от Ужгорода к этому селу нужно преодолеть расстояние в 15 километров. И там есть участки дороги, которые из-за ям напоминают поверхность Луны. А на словацкой стороне состояние трасс значительно лучше. Насколько я понимаю, там венгерское село, потому что там много памятников Святому Иштвану. Там были дома ромов, вот они плохо выглядели, а все остальное значительно лучше. Надеюсь, что украинцы будут ехать, смотреть, что там лучше, и будут пытаться сделать у нас. Хотя, опять же, село с украинской стороны выглядит плохо, хотя жители могут пересекать границу, но почему-то они не пытаются изменить свою жизнь к лучшему. Не понятно. Может, органы местного самоуправления тормозят развитие.

048: На обратном пути насколько тщательным был досмотр?

Жаворонков: Обратно проблем не было. Меня спросили, пропустили ли словацкие пограничники меня, насколько сложный был переход. Я ответил, что все отлично. Вообще, я думал там дольше побыть, но так как это село, там ничего нет - магазинов, отелей, только частные дома. Там был магазин, который работает с 15:00. Короче, делать там было нечего, надо было ехать куда-то. Там даже банкоматов не было, чтобы, допустим, поменять доллары на словацкую валюту, или там, евро. Суть в том, что я побыл там часа полтора и уехал.

048: Как скоро собираетесь в Европу по безвизу?

Жаворонков: Как только накоплю денег, сразу можно ехать. Внутренний порог уже переступлен. На самом деле, у меня были непростые отношения с шенгеном. Я, конечно, много раз ездил в Европу, но несколько лет назад у меня был отказ, причем, абсолютно необоснованный, из-за какой-то неправильно формулировки

048: Какая это была страна?

Жаворонков: Нидерланды. Потом я решил подать на апелляцию в Министерство иностранных дел Нидерландов, они рассматривали полгода, но в итоге подтвердили отказ.

В общем, у меня были неприятные отношения с шенгеном, хотя до этого я ездил и после этого ездил. Но какая-то постоянно гнетущая атмосфера, напряженность всегда была. Собирать какие-то там справки, чуть ли не из ЖЭКа, документы. Сейчас, конечно, это большое удобство. Опять же, это ворпос не столько в том, что удобно ездить, визы получали на два года, на пять, но здесь больше какой-то цивилизационный шаг, люди смогут больше ездить, появятся лоукосты, становиться больше европейцами.

Для молодежи это особенно важно. Понятно, что люди, которые зарабатывают деньги, могут поехать в какой-то Париж по путевке, а молодежь-то не может. А сейчас - спокойно себе поехали, посмотрели, сказали "А мы тоже хотим". Поэтому я считаю, что это важность безвиза не столько в удобстве, а в самой близости Европы.