Позади уже половина курортного сезона, и одесские предприниматели, зарабатывающие на туристах подводят первые итоги. Несмотря на то, что в ж/д-кассах по Украине билетов на Одессу очень мало, автомагистрали перегружены легковушками с курортниками, желающими удрать от жары к морю хотя бы на уикенд, а на Дерибасовской не иссякают людские потоки. Бизнес жалуется — отдыхающих в этом году заметно меньше, но главное, большинство гостят в Южной Пальмире www.ekodom-hotels.ru/ под девизом — «Экономим на всем!»
БАРЫ И РЕСТОРАНЫ. Жалуются даже работники ночных клубов у моря, где обычно в такое время отбоя нет от клиентов. «Туристов не только стало меньше, но и толку с них мало. Если раньше приезжие могли оставлять в баре несколько сотен долларов только на чай, то сейчас экономят и считают деньги. Перестали брать дорогие напитки (виски, ром), а предпочитают бюджетные варианты — такие, которые можно растянуть на всю ночь, типа лонг-айленд (60 грн) или мохито (55—80 грн), — говорит бармен одного из популярных клубов в Аркадии Дмитрий. — Американцы приезжают к нам только для с**кс-туризма, а русские и белорусы — повеселиться, оттянуться».
А владелец летнего кафе в районе 13-й станции Большого Фонтана Олег Папушой добавляет: «Посмотрите, пляжи в этом году — пустые. У людей нет денег не только на отдых, на еду с трудом хватает».
От нехватки приезжих похудел кошелек и у одесских таксистов-частников. Народ все больше стал предпочитать легальные перевозки. «Во-первых, так получается дешевле, во-вторых, некоторые просто боятся садиться к частнику. Я еще весной оформился в службу такси, но людей все равно мало», — говорит одессит Александр.
Подсчитывают убытки и продавцы пляжного ширпотреба. По мнению Марии, которая вот уже 17 лет продает сувенирную продукцию на 10-й станции Фонтана, такого кризисного сезона Одесса еще не видела. «Туристов стало процентов на 30 меньше. И что они покупают? Только мелочь по 5 гривен — брелоки да магнитики. У людей просто нет денег!»
Ощутили финансовый вакуум и представители, казалось бы, беспроигрышного бизнеса на пляжах — продавцы шаурмы и хот-догов. Лотки быстрого питания простаивают без клиентов часами. «У людей сложился стереотип, что шаурмой можно отравиться. Но я вам клянусь, не у нас! Мы все санитарные нормы соблюдаем, а люди все равно с опаской относятся», — пожаловался нам продавец Владимир.
КОМФОРТ И ЭКСКУРСИИ. Нелегкий период переживают владельцы арендного жилья и риелторы. Недвижимость в этом году снимают неохотно, причем если раньше приезжие предпочитали выгодные районы — центр и Фонтан, то сейчас соглашаются жить хоть на куличках, лишь бы в квартире был хороший ремонт и кондиционер.
«Я купила квартиру на Пушкинской специально под аренду, ремонт сделать еще не успела, но думала — проблем со сдачей не будет, ведь район — шикарный. А оказалось, что они скорее поедут в новостройку «7 небо» на Овидиопольской дороге или «7 самураев» на Фрунзе, чем будут жить на Пушкинской с 5-метровыми потолками», — сокрушается одесситка Наталья.
А вот туристические агентства по организации экскурсий в Одессе в этом году оказались не внакладе. По сравнению с предыдущим годом количество клиентов в некоторых агентствах выросло больше чем в два раза. «Наш бизнес расцвел так, что мы даже не ожидали. Людей, наконец, стала интересовать история города, культура, а не только пляжи и дискотеки. Я считаю это достижением», — говорит менеджер одного из таких агентств Лариса Новикова. Средняя стоимость обзорной экскурсии по городу составляет 150 грн.