Как говорят в народе, от тюрьмы и сумы не зарекайся. Другими словами, никто не застрахован от попадания в ту параллельную реальность, где кроме полушуточных солнца в клеточку и друзей в полосочку, есть свои собственные внутренние законы-понятия, своя иерархия и положение живого существа, которое позавидует домашним кошечкам и собачкам.
Другими словами, куда легче всего этого не замечать и жить привычной жизнью, как не замечают здоровые люди палат с онкобольными обреченными или счастливые дети - интернатов с брошенными и сиротами. Но ведь не замечать — это не значит, что всего этого не существует.
Везувий, который должен был взорваться
Любое равновесие в природе существует до определенной критической точки. То, что произошло с Аленой Порошенко — инспектором СИЗО, которая всего-то занималась передачами и корреспонденцией в заведении, не укладывается в голову.
Конечно, здесь еще предстоит отделить мух от котлет, и получить четкие ответы на вопросы, как так произошло, что в СИЗО напрочь всеми подряд нарушался режим, откуда взялся свинарник, для кого предназначалось мясо и как так, что некоторые заключенные тюрьмы запросто могут с топорами разгуливать по такому заведению... С другой стороны, что за коллективная ответственность, где физическому или моральному подавлению подлежат все арестованные, даже те, кто потенциально не может осознанно убить человека — воры, виновники ДТП, мошенники и т.д...
Да, вопросов миллион, но ведь не в вопросах дело, а вся суть в том, что всего этого могло бы и не быть, если бы в одесском СИЗО просто-напросто было все по Закону...
Специфика подобных заведений вообще логически осмысливается в свете произошедшего. Ну, во-первых, это действительно не тюрьма. И все содержащиеся там потенциально завтра могут оказаться на свободе, если следствие не соберет необходимые доказательства их вины. Во-вторых, это не концлагерь, а исправительное заведение, где человеку дается необходимый минимум для осознания того, что он совершил, раскаяний и исправлений.
В-третьих, на дворе 2017 год, о чем свидетельствуют автомобили руководства тюрьмы, в которой застыл если не 1937-й со всеми вытекающими последствиями, то уж точно доперестроечный «совок» со всей карательной системой.
И здесь в пример можно приводить десятки американских фильмов о тюрьмах, где также творятся вещи, которые сложно объяснить демократическими идеологемами. Но ведь это, в данном случае, и не тюрьма...
К сожалению, без качественного анализа не только силовиков, но и психологов, которые будут работать с подозреваемом в убийстве — точек над «і» не будет. Будут такие же попытки обвинить всех и вся, и стать обязательно на чью-то сторону, - то ли бесправных арестованных, то ли беззащитных конвоиров...
Но исправит ли такая позиция равновесие, о котором мы уже говорили? Безусловно, нет. В природе энергия долго копится, чтобы обернуться взрывом. Будь то гной в ране или спящий вулкан в Полинезии, взрыв рано или поздно бы произошел. Трагедия только в том, что жертвой этого закона природы стала слабая женщина.
Зеркало общества
Не стоит слишком сильно выносить за скобки то, что происходит за колючей проволокой. К сожалению, то, что бывает здесь, на воле — это прообраз той карикатурной формы. Более того, в массовой культуре, благодаря определенной музыке, фильмам и книгам, тюрьмы и лагеря для заключенных — это такая себе романтическая среда, где понятия выше предрассудков, а закон справедливости выше Уголовного кодекса. Странно и то, что многие «вертухаи» - такие же фанаты Михаила Круга, американского Gangsta rap или фильмов о гениальном зэке и маньяке Ганнибале Лекторе, как и те, кто стремиться всеми путями туда попасть или уже попал.
Сочувствовать ли таким людям, кто шел туда с искривленными романтическими предрассудками — вопрос. Вот только все эти люди рано или поздно вернутся на волю, чтобы потом привычным им ремеслом заработать себе на очередную «наколку» и соответствующий статус.
Как и в армии, некоторые там терпят боль и унижения авансом только для того, чтобы избивать и унижать других со временем. И такие люди меньше всего хотят жить под прицелами камер видеонаблюдения в изоляторе или колонии образцового содержания.
Вопрос только в том, зачем содержать моральных уродов, извергов и психопатов в одних камерах с оступившимися или жертвами обстоятельств? Ну не повлияют на маньяков вполне вменяемые люди, это точно. А вот на этих людей, маньяки и убийцы повлиять могут, и в понимании граней дозволенного, границы жестокости и пересмотре моральных ценностей. И влияние это вряд ли может быть позитивным.
На примере в Одессе, очень сложно понять обществу, как насильник и убийца может запросто проживать своей собственной жизнью пусть даже в свинарнике в то же время, когда виновник ДТП находится в камере? И почему после убийства, спецназ стал «молотить» всех с одной лишь целью — отомстить. Да и месть ли это в данном, конкретном случае? Зачем подозреваемого заставили вынимать останки погибшей своими руками из бака? Зачем морально добивать? Или это исправление такое?
К сожалению, и даже не там, за «колючкой», а вполне среди нас, моральные уроды не обязательно облачены в полосатую форму... Такие же жестокие и беспринципные «звери» носят погоны и форму, и реализуют собственные предрассудки насилием моральным и физическим. В конце концов, рядом с вами живут соседи, которые могут избивать своих животных, строить козни и просто мешать вам всячески... Таких не много, но по закону общества, они есть и влияют на общую статистику.
И эту проблему прекрасно знают те, от которых такое положение вещей зависит. К примеру, бывших правоохранителей содержат по понятным причинам отдельно от других. Так почему же не разделить воров и убийц, виновников ДТП и мошенников, разбойников и насильников? Может, тогда можно будет в подобных заведениях не карать и наказывать, а даже исправлять?
Не замкнутый круг
Но вернемся в Одесский тюремный замок. Как известно, он видел многое и пережил многих. Именно здесь юный революционер Лейба Бронштейн стал всемирно известным идеологом Львом Троцким, взяв себе фамилию конвоира. Здесь коротали дни в наказание за разбои Мишка Япончик и Гришка Котовский, здесь в свое время убивали антисоветчиков и перевоспитывали террористов.
Сейчас в нем «звезд» не так много, хотя они тоже есть. Это и фигуранты дела «2 мая», и подозреваемый в насилии и попытке убийства Эдуард Панченко, и «похититель депутата» Кушнарев вместе с другими сепаратистами, и тот же «притянутый за уши» за хулиганство патриот, лидер «Украины — это мы!» Виталий Голодок. Публика самого разного пошиба...
Да что там говорить, ведь если разобраться по-честному, то подобную школу жизни в свое время прошли наш прошлый президент, по крайней мере трое премьер-министров, десятки депутатов и даже нынешний Генпрокурор Украины.
И если от первых сейчас ничего не зависит, то почему последние не хотят изменить обстановку там, где сами были унижены или коллективно ответственны? А ведь могут изменить, да и политические реалии указывают на то, что поменять уютный и теплый кабинет на сырую и холодную камеру — это вполне реально.
Почему пенитенциариям не поднимут зарплаты хотя бы до уровня полицейских? Или в бесконечном и угрожающем наркотрафике в тюрьме заинтересованы все без исключений?
Почему наряду с конвоирами, арестованных и заключенных не посещают в нужном количестве священники или психологи?
В конце концов, обеспечивая там скотские условия, стоит ли надеяться, что выйдут из таких учреждений люди?
Как видно на практике, нет. Более того, в репрессивной государственной машине заинтересованы все режимы, даже прямо противоположные по сути. А все мы, потенциальные арестанты, но пока (тьфу-тьфу) свободные люди — позволяем им оставлять все, как есть. Рискуя при этом, как показывают последние события, потенциально и своей жизнью.