На Одесщине кандидаты в депутаты вербуют избирателей в соцсетях, самые активные – коммунисты

В нынешней избирательной гонке кандидаты в депутаты активно осваивают новый агитационный инструмент, ставший привычным у западных политиков. Мажоритарщики включились в борьбу за избирателей в соцсетях: добавляют в друзья всех желающих, выкладывают фото, ведут переписку и просто добавляют на свои странички понравившиеся видео и игры. За такую деятельность политиков никто не накажет — хотя сроки предвыборной кампании строго регламентируются законом, на соцсети это не распространяется. «Сегодня» выясняла, кто из них больше других активничает в сети и как пытается заполучить дополнительные бонусы на выборах.

Некоторое расслоение в виртуальных сетях, в первую очередь, связано с возрастом кандидатов. Те, кому за полтинник, предпочитают тусоваться на «Одноклассниках», а кандидаты помоложе присутствуют «ВКонтакте». Однако и те и другие «висят» в «Фейсбуке». Чаще всего заводят свою страничку «городские» — те, кто идет в Раду от четырех одесских округов. Аккаунты кандидатов от глубинки встречаются на интернет-просторах в разы реже. Это, в основном, коммунисты (почти у каждого есть страничка в соцсетях), а также кое-кто из регионалов. Самый «живенький» из последних — депутат облсовета Александр Пресман, который баллотируется по 139-му округу. Он заглядывает на свою страничку в «Одноклассниках» раз в неделю — чтобы добавить десяток-другой друзей и выложить фото, где позирует со спортсменами, которых, если верить рекламе на билбордах, он неустанно опекает. Просматривая снимки, мы узнаем, что Пресман любит шахматы и помогает футболистам.

Больше всего зарегистрированных в сетях политиков — в рядах ПР, но не все они используют электронные порталы для агитработы. Например, страница «ВКонтакте» главы фракции ПР в горсовете Геннадия Труханова девственно чиста, а на «Фейсбуке», кроме серии фотоснимков с Афона, нет почти ничего существенного. Только для личного общения использует свой аккаунт на «Одноклассниках» нардеп Сергей Кивалов. В числе его немногочисленных друзей — экс-генпрокурор Святослав Пискун, а в фотоальбоме — снимки Кивалова 25-летней давности в военной форме и более свежие — с супругой Натальей. Хотя политик зарегистрировался на портале еще 2,5 года назад, но посещает его нечасто. Его не было там уже год.

Коммунисты заводят свои странички сразу в нескольких соцсетях и активно используют их как информационный плацдарм. К примеру, секретарь горкома по работе с молодежью Петр Кысса, которого выдвинули кандидатом в Малиновском районе, подробно рассказывает в «Одноклассниках» о предстоящих партийных мероприятиях. Среди его 250 фото — альбомы под названиями «Он был коммунистом» и «Ленинский субботник». Активнее коммунистов только оппозиционеры. В «Фейсбуке» Александра Остапенко появляется почти каждый день: добавляет друзей пачками и отмечает понравившиеся видеоролики и статьи. Из последних одобренных заметок — «Великие дела нужно совершать, а не обдумывать их бесконечно». А кандидат от УДАРа Сергей Дубенко, составляющий конкуренцию Сергею Гриневецкому в Малиновском районе Одессы, практически живет в соцсетях. У него почти 5 тысяч друзей в «Фейсбуке». В среднем его пост набирает около 15 комментариев пользователей, и на каждый Дубенко отвечает. Но, пожалуй, самый образцовый пользователь — зампреда облсовета Алексей Гончаренко. «ВКонтакте» у Алексея снимки, где он в деловом костюме, в расстегнутой рубахе и даже в плавках — так сказать, на любые электоральные категории. В личном аккаунте на «Фейсбуке» среди друзей Гончаренко попадаются местные артисты и бизнесмены, но, в основном, простые смертные, которые закидывают чиновника просьбами о помощи, отмечают на фото и даже дают советы по проведению избирательной кампании: «Страничкой надо заниматься, чистить от спама, заполнять новостями».

«Для выборов-2012 соцсети — экзотика»

Между тем уверяет глава областного отделения Комитета избирателей Украины Анатолий Бойко, политики хоть и активничают в соцсетях, но это не будет иметь решающего значения на осенних выборах: «Для этой избирательной компании использование соцсетей — это экзотика. Во-первых, сами кандидаты в полной мере не представляют себе, как использовать этот ресурс. А во-вторых, надо учитывать, что аудитория соцсетей — это в основном молодежь, а они плохо ходят на выборы. Я уверен, что это направление получит большое развитие в будущем, но на этих выборах не будет решающим».