Возрождение украинского кино, или Почему «Киборги» стоят сотни «Оплотов»

Главным культурным событием уходящей недели стал невероятный успех проката в украинских кинотеатрах фильма о защитниках донецкого аэропорта «Киборги». За первый уик-энд фильм режиссера Ахтема Сеитаблаева собрал 8 186 701 гривен.

Это новый рекорд по сборам украинского фильма за первые выходные в прокате. Как сообщают дистрибьюторы картины, только за два дня «Киборгов» посмотрели 106 350 зрителей.

Переломный 2017-й год

Украинский кинематограф имеет давнюю и богатую историю. Фильмы Дзиги Вертова, Александра Довженко, Сергея Параджанова, Юрия Ильенко входят в сокровищницу мирового кинематографа.

Но после 1991 года в Украине практически перестали снимать большое кино, которое привлекает в кинотеатры миллионы зрителей.

И если в России вовремя вспомнили, что «кино является важнейшим из искусств», и государство стало направлять миллиарды в создание исторических фильмов, способных соперничать с голливудскими блокбастерами - «Сталинград», «Викинг», то просмотр украинского кино стал уделом, в основном, самих кинематографистов и критиков. А в успешных коммерческих ремесленных подделках типа сериала «Сваты», кроме украинских денег и гражданства сценаристов, больше не было по сути ничего украинского.

Долгое время самым патриотичным фильмом об отечественной истории считался польский шедевр Ежи Гофмана «Огнем и мечом». Благодаря блистательной игре Богдана Ступки и Александра Домогарова — в этом польском взгляде на освободительную войну запорожских казаков достойно смотрелись образы Хмельницкого и Богуна.

Увы, украинский фильм о великом гетмане режиссера Мащенко оказался провальным. А весьма своеобразный фильм Ильенко «Молитва о гетмане Мазепе» оказался, мягко говоря, непонятым массовым зрителем.

Однако в 2017 году сразу несколько украинских картин стали настоящим прорывом и собрали рекордную, как для отечественного кинематогрофа, кассу.

«Секрет» успешного возрождения национального киноискусства оказался прост. Государство начало выделять на кинематограф деньги. Кабмин выделил в 2016 году на кино 250 миллионов, а в 2017 — 515 миллионов гривен. Не Бог весть какая сумма, если разделить на 27 фильмов, снятых в этом году, но эффект от вложенных затрат оказался весьма неплохим.

Напомню, что в этом году вышел на большие экраны фильм «Червоный». Кино, повествующее о молодом воине УПА Даниле Червоном, поднявшим восстание в сталинском Гулаге, пользовалось популярностью у украинского зрителя.

Также почти 20 миллионов в украинском прокате собрало первое отечественное фэнтези «Сторожевая застава».

Картина рассказывает об украинском школьнике Витьке, который через загадочный портал времени оказался в Киевской Руси в 1120 году, где встретил легендарных богатырей Добрыню, Илью и Олешко, с которыми сражается против половцев и каменного монстра.

У избалованных «Хоббитом» и «Пиратами Карибского моря» украинских тинейджеров фильм получил довольно высокие оценки.

Веселая украинская комедия "DZIDZIO Контрабас" за первый уикенд собрал почти 8 миллионов и впервые в истории возглавил рейтинг прокатного списка в Украине. Главную роль в фильме сыграл Михаил Хома, более известный как Дзидзьо.

И триумфально завершает этот кинематографический год фильм «Киборги» стоимостью в 48 миллионов гривен. Без преувеличения, команда фильма смогла снять честный, без натужного пафоса, пронзительный и яркий фильм о войне на Донбассе. Главным достоинством фильма стали отнюдь не батальные сцены (хотя и и они сняты на уровне самых высоких мировых стандартов), а потрясающие диалоги, в которых герои картины спорят о войне, об Украине и пытаются осмыслить, за что и ради кого они воюют. Сценаристу Наталье Ворожбит удалось не скатиться в примитивное черно- белое противопоставление добра и зла. Важно то, что в «Киборгах» есть и попытка понять мотивацию тех украинцев, которые стали на бок «той стороны». А тяжелый диалог сына червоноградского шахтера правосека «Серпня» с пленным сепаром, сыном донецкого шахтера — заканчивается очень важном фразой — «мы жили в одной стране 25 лет, но мало разговаривали друг с другом». И это тот мостик на оккупированный Донбасс, который позволяет рассчитывать не только на победу, но и на будущее примирение даже с теми украинцами, кто сегодня из-за российской пропаганды оказался по другую сторону баррикад.

«Киборги» стали своеобразным зеркалом для страны, в котором мы можем посмотреть на себя со стороны и понять, как же многое нас объединяет. И в бесконечных спорах, как обустроить Украину, которые ведут в терминалах донецкого аэропорта герои фильма — у каждого своя выстраданная правда. И что споры вокруг генерального плана строительства страны не так важны, как победа над общим врагом. Главное, что представители трех поколений - «Мажор», «Серпень» и «Дед» - почему-то любят Украину, хотя, как неожиданно выясняется, рациональных причин к этому, пока, увы не имеют.

И поэтому «Киборги» для Украины 2017 года чуть больше, чем просто кассовое кино. Сегодня на весах войны - это, возможно, даже больше, чем появление на фронте сотен танков «Оплот» и десятков ракетных комплексов «Джавелин». Потому что в войне побеждают не танки и ракеты, а прежде всего более сильная мотивация людей. И «Киборги»  - это то кино, которое помогает эту мотивацию еще глубже осознать.

В бюджете на 2018 год уже заложено более миллиарда гривен на развитие украинского кинематографа. И если это позволит хотя бы двум или трем украинским фильмам выстрелить и попасть в цель так, как это удалось сегодня сделать «Киборгам», значит точно эти деньги будут потрачены не зря.

Роман Лазоренко