Как мы уже сообщали, с завтрашнего дня в Одессе стоимость проезда в маршрутных такси может подорожать с 5 до 7 гривен за одну поездку.
Напомним, такой тариф обещает стать самым высоким в Украине. Также напомним, что не все одесситы готовятся платить такие деньги и даже объявляют об акциях протеста.
Впрочем, об эффективности таких акций протеста говорить рано. Здесь важна принципиальность пассажиров и расчет на долгий протест. Риски же остаются только у перевозчиков. И они их также просчитывают.
Однако, как показывает практика, в Украине есть прецеденты, когда перевозчики не просто не добились своего, но и пострадали от своего же шантажа.
История поучительная: Конотоп
Ровно год назад в Конотопе, Сумской области, компании-перевозчики, во главе с местным монополистом "Корунд-С" поставили ультиматум городской власти, что не выйдут на маршруты в случае, если городская власть не согласиться поднять тарифы с 3 до 6 гривен за поездку.
В свою очередь, мэр города Артем Семенихин заявил, что город на шантаж не согласится.
Противостояние продлилось несколько дней. Люди поддержали власть и отказались ездить за 6 гривен. В итоге - город расторг договоры с перевозчиками и заключил новые с теми, кто согласен работать на маршрутах за ...2,50 грн.
Работа маршруток в 100-тысячном Конотопе возобновилась в полном объеме, а рентабельность, как оказалось, совсем не зависит от шантажа перевозчиков.
История занимательная: Херсон
Не такой далекий, как Конотоп, близкий по духу для одесситов Херсон также пережил шантаж перевозчиков "малой кровью".
В октябре прошлого года местные маршрутчики заявили, что не намерены более возить херсончан по 3 гривны и закомандовали целых 5. Горсовет Херсона, по примеру мэрии Конотопа просто отказался от маршруток и несколько дней жители города добирались на работу как могли.
Результатом длительного противостояния стало то, что цену таки повысили до 4 гривен, но маршрутчиков обязали привести автобусы в идеальный порядок и выдавать билеты всем пассажирам. Те же перевозчики, кто будет уличен в том, что стал больше брать денег и при этом ничего не захочет менять - тарифы вернутся на уровень в 3 гривны. И прецеденты уже есть.
История отрезвляющая: Тернополь
В эти дни стало необычно горячо и в Тернополе. Водители маршруток самого файного міста України взбунтовались против введения ...электронного билета и перестали выходить на маршруты.
Перевозчики попросту не хотят, чтобы граждане контролировали фактическое количество пассажиров, график работы автобусов и прямое налогообложение каждой поездки. Плюс, что важно, электронный билет предполагает страхование пассажиров при несчастных случаях. Теперь же в маршрутках полученные травмы любой сложности доказать практически невозможно. И этим пользуются не только в Тернополе, но и в большинстве городов, где не выдают билеты.
Мэрия Тернополя, чтобы вывести город из коллапса пошла на компромисс и ввела на маршруты собственных контролеров, чтобы те следили за выдачей билетов водителями до внедрения электронного билета.
На примере Тернополя, мы все прекрасно видим, что рынок перевозок пассажиров в городах - это настоящая черная дыра, где не то, чтобы просчитать честно рентабельность тарифа невозможно, а и вообще хоть как то контролировать рынок.
История одесская, со знаком вопроса
А теперь все это спроецируем на Одессу.
1. Мэрия никак не выступила в защиту горожан-пассажиров и молча согласилась с внедрением в Одессе самой высокой цены на проезд без улучшения качества, без внедрения электронного билета и без какого-нибудь контроля.
2. Одесситы стали заложниками монополистов-перевозчиков хотя бы потому, что в некоторые районы города (проспект Небесной Сотни, Чубаевка, Ленпоселок, Кривая Балка, НПЗ, Куяльник, Большевик, Семена Палия, Сахарова...) попасть альтернативным общественным транспортом невозможно.
Вопрос: А верите ли вы сами, что аппетиты перевозчиков-монополистов можно приструнить, при условии, что мэрия самоустранилась? Вопрос только в сознательности одесситов. Захотим ли мы пересесть на трамваи, троллейбусы и электрички, чтобы доказать, что мы заказчики этих услуг и вправе соглашаться или не соглашаться с требованиями перевозчиков.
Да, чтобы не быть голословными, в маршрутках Львова, Житомира, Хмельницкого - действуют электронные билеты. В маршрутках Черновцов, Херсона, Киева - выдают билеты. И при этом всем, в вышеназванных городах цены на ГСМ выше, чем в Одессе, а при этом, цены на проезд в маршрутках - ниже или такие же.
Значит не в рентабельности дело. А дело в тех самых транспортных королях Одессы, которые работают с мэрией в одной спайке, объединяя в себе власть и бизнес, по классической формуле олигархата. И на нас, одесситах - будут ездить до тех пор и за такую цену, пока мы это будем позволять.