Одесситка Ольга Богданова имеет необычное хобби. Рано-рано утром, когда город еще спит, она выходит к морю и фотографирует рассвет.
Вы наверняка видели эти снимки в соцсетях - ее фото по красоте могут сравниться с живописью художника. Ольга фотографирует каждый рассвет как минимум год, и публикует их на своей странице в Фейсбуке.
С ранней пташкой о ее необычном увлечении поговорил сайт 048.ua.
048: Ольга, вы фотограф?
Ольга Богданова: Нет, я не фотограф и даже фотографом себя не считаю. Мало того, мне кажется, что и фотографы меня фотографом не считают. Потому что я ближе как-то к художникам. Ведь фотография — это рисунок света. Фото — свет, графия — рисунок. А у меня, скорее, фото живопись.
048: А почему вы выбрали именно рассветы? Ведь закаты у нас тоже прекрасны. Или все-таки это география Одессы, ведь море у нас преимущественно с юго-восточной стороны и закаты тут такие не запечатлеть?
Ольга Богданова: У меня это не только от географии зависит, но и от распорядка дня. Я очень рано встаю. То есть, мне это не в напряг. Мало того, сейчас я живу поблизости от моря, поэтому грех не пойти и не встретить рассвет. Многие люди далеко-далеко живут и тоже приезжают встречать рассвет. А когда его встречаешь, хочется его запечатлеть и поделиться с кем-то. Самой увидеть — это одно, а подарить его другим — другое. Ведь наши одесситы рассеяны по всему миру. И, представляете, когда одесские рассветы им приходят на дом? Они очень рады всегда.
048: У вас собралась полная коллекция, 365 рассветов?
Ольга Богданова: За год! Да, приблизительно столько, но бывают такие дни, когда невозможно выйти — ливень такой... Тогда не выхожу. А в мороз — да. Если вы посмотрите, в прошлом году, 11 января был страшный шторм, пурга, снег... На побережье было считанное количество людей. И среди них была я.
048: Насколько мы поняли, вы больше любите Ланжерон?
Ольга Богданова: Да, маршрут мой прокладывается через Ланжерон, Отраду и дальше, в сторону Аркадии. Но это редко и не в будний день.
048: А какая местность у нас самая интересная для съемки?
Ольга Богданова: Я скажу так, для рассвета уже не важно, какая местность, главное, чтобы не загораживало ничего. Но, в принципе, очень хорошо, когда оставлено побережье диким. Но у нас такого крайне мало, вы знаете. Может быть, это обусловлено тем, что береговую линию нужно было укреплять, хотя сейчас этим никто не занимается. А камней нет.
Вот Чкаловский пляж, наверное, самый хороший, но я там бываю крайне редко. Но и там мало камней, по сравнению с тем, что было когда-то. Это помнят разве что старые одесситы, и сейчас этого великолепия нет. Впрочем, рассвет скрашивает все. Там можно и берега не замечать.
Плохо очень, что у нас застроили побережье. Я ведь помню те времена, когда я могла ходить вдоль берега без препятствий. Не было никаких загородок, заборов... разве что, в районе монастыря пробираться надо было по морю, только потому, что там скала подходила к воде. Только из-за этого. А забора там не было и это было не так давно.
Эти стройки... Я, конечно, понимаю, что это деньги... Но ведь зону побережья — 100 метров - нельзя застраивать! Ведь власти наши бывают за границей, они видят, что там не застраивают берег. Я мечтаю, чтобы у нас в Одессе была самая длинная в Европе набережная — от порта — до переправы. Можно ведь такое сделать? Можно! Но никто этим не занялся. Увековечьте себя! Это же прекрасно, когда набережная. У нас есть Трасса Здоровья. Но это только сейчас ее стали прореживать. А раньше — только одна полянка, с которой море видно. Над этим надо думать. Мы, одесситы, должны подсказывать, но ведь нас должны слышать!
048: А что у вас за техника?
Ольга Богданова: У меня полупрофессиональная техника. Аппарат у меня Canon. Есть фильтры. Мне его подарили, поэтому я им пользуюсь. Фотографирую в ручном режиме. Единственное, у меня очень хороший, на мой взгляд, объектив. Хотя у профессионалов свой взгляд на это. У меня он увеличивает солнце. Для меня это очень важно. Я, когда вижу, что солнце всходит, вижу эти облака, в которых оно поднимается... Это зрелище великолепное.
048: Вы используетеFotoshop?
Ольга Богданова: Что для меня Fotoshop? Когда я первые свои фотографии выставляла, мне многие делали замечание, что я «заваливаю» горизонт. Это сразу видно, у всех новичков «завален» горизонт. Ведь, когда ты фотографируешь, ты уже не видишь, как эта линия расположена, тебе главное снять. И я взялась за самый простой фоторедактор, чтобы «выравнивать» горизонт. Это первое, что я научилась. Потом мне захотелось обрезать фотографию так, как я хочу. И это также у меня пошло.
Но я стараюсь не менять цвета. Мало того, мой фотоаппарат иногда выдает такие цвета, которые я не видела глазом. Мой глаз это не улавливал. Мне хотелось больше человеческого, так сказать, восприятия. Поэтому я сейчас стала немного прибавлять света. Бывает ведь темный кадр. Ведь фотографировать против солнца — надо уметь. Раньше у меня очень часто было все черное — солнце светит, а все остальное — тьма. И со временем я научилась правильно выставлять экспозицию. Я брала уроки у настоящего фотографа и чему-то научилась.
Fotoshop для меня это не средство, это инструмент. Как кисть. Что-то высветлить мне надо — я высветлю. Исключительно помочь.
048: А добавить?
Ольга Богданова: Насчет добавить, я еще не делала. Но мне вот нравятся работы мастеров, у которых есть такие вещи. Иногда вот такое хочется. Хочется что-то прибавить... У нас ведь много хороших фотографов в Одессе. Поэтому я себя не считаю фотографом. Я не участвую в выставках, хотя меня и приглашают.
048: Вы рассветист? Какие темы вам близки?
Ольга Богданова: Да, я рассветист! У меня рассветомания. Я в этом году была в Скандинавии и пыталась снимать рассветы там. Но там они не интересны. Почему? Потому что солнце ходит по кругу летом и он, рассвет, смазанный. Хотя там очень красивое небо. Хорошие облака, фактурные и получается открыточные фотографии.
У нас же смазанное небо, расплывчатое... Редко у нас бывают хорошие, большие, тяжелые облака. Но ведь бывает. Иногда такое бывает, что бежишь и не успеваешь, чтобы это все запечатлеть.
048: Кого необычного вы встречали утром на море? Ну, например, дельфинов?
Ольга Богданова: Одного, один раз. Я уже не помню, когда именно это было. Не так близко от меня, но был и я его запечатлела. Чайки в основном... Вороны... Я люблю очень одну ворону. Одну? Может быть там их несколько. Так вот, она встречает рассвет. Она так сидит, позирует, вся такая красивая. Я даже ее назвала по имени-отчеству — Клара Карловна.
048: А люди, которых вы встречаете на рассвете. За это время вы их изучили?
Ольга Богданова: Да, одни и те же ходят. Даже, если вдруг появляются новые, я их всегда спрашиваю, вы откуда? Потому, что это обычно приезжие. Очень много такой молодежи. Они сразу же, с вещами идут на море, вероятно прямо с поезда. А так, вообще, мы уже все знаем друг друга, кто ходит в это время. Потому, что это не каждому дано, вставать в такую рань.
048: Кто они? Романтики? Спортсмены?
Ольга Богданова: По Трассе Здоровья бегут спортсмены. Я не знаю, замечают они рассвет или нет, они бегут. А возле моря есть люди, которые делают зарядку, есть пожилого возраста. Там есть целые группы. Есть моржи. Там люди купаются круглый год. Единственное, что в шторм не купаются. И среди них всех есть масса интересных людей. Всех знаем по имени, многих по профессии.
048: А художники?
Ольга Богданова: Вот я снимаю с руки. Это тоже сложно. Мне говорят, нужен штатив... Но с треногой ходить не сможешь. Это надо стать на одном месте и делать много кадров. Мне же это не интересно. Мне надо ходить. Художники? Они сейчас также работают с фотоаппаратом. Многие из них уже не делают наброски, как раньше. Они также фотографируют, потом выбирают лучшие кадры, добавляют свое. Это не копия фотографий. Иногда даже меня просят взять мои фотографии и я с удовольствием разрешаю.
048: Вы активно пользуетесьFacebook. А бывало ли такое, когда ваши работы крали?
Ольга Богданова: Это единственное, что я не люблю, и я таких людей сразу удаляю... В Facebook я люблю всех и тех, кто критикует тоже. Но вот, появился такой человек, который взял и обрезал мое авторство. Понимаете, я не кичусь своим авторством, но очень уважаю других авторов... И мне приятно, когда моя фамилия стоит под моей работой. Ведь я ее узнаю. Как стоматолог узнает свою пломбу в зубах, так и я узнаю свои работы. И вот, я вижу — моя работа без авторства. Под каким то чужим текстом. Да пожалуйста, с удовольствием, копируйте, сколько угодно, только сохраняйте авторство.
048: А приятно, когда известные люди сохраняют ваши фотографии на своих стенах в Facebook?
Ольга Богданова: Мне вообще приятны мои друзья, и не важно, насколько они известны. Многие эти люди становятся не только друзьями в соцсетях, но и в жизни. Ведь многие хотят узнать, что у меня за такое странное пристрастие — и становятся реальными друзьями. Да, у меня очень много известных людей, а талантливы — по моему все. И среди них много художников. Есть маринисты, например Константин Зарицкий — хороший художник. Вот я его знаю и по Facebook и лично. Работы у него потрясающие. Более того, у него есть фелюга между Ланжероном и Отрадой. Раньше на таких рыбаки под парусами ходили. Я ее очень люблю. Я фотографирую ее в разных позах, это моя любимая фотомодель. Он (Константин Зарицкий) сам ее сделал, сам выходит в море...
В общем, у меня очень много таких друзей, кто переходит с виртуального общения в реальное.
048: А вам помогает Facebook?
Ольга Богданова: Я очень благодарна Facebook. Меня бы вообще никто не знал, это раз. Во-вторых, мне было бы не так интересно. Поэту ведь не интересно писать «в стол», когда его никто не читает. Также не интересно фотографу. Сфотографировал и повесил себе на стену — одну, две фотографии. А так — выкладываешь, а он тебе еще и возвращает.
Это же очень интересно, когда эти фотографии он возвращает тебе через год.
Ну и друзья. Я понимаю, что в социальных сетях люди имеют свои маски. Один себя так позиционирует, другой по-другому. Но это не важно, ведь мы и в жизни на себя надеваем какие-то маски. Так, что для меня это не столь важно. Для меня важно общение, быстрая онлайн реакция.
Ведь я сижу и вижу их зеленые огоньки. И тут же появляются комментарии. А они бывают потрясающие. Одесситы очень интересные люди. И те, кто здесь живет, и те, кто уехал. И многие из них смотрят на нас.
Вот есть у меня друг Илья Буркун. Он живет в Австралии. Он вообще очень интересный человек, реставрирует музыкальные инструменты, художник. И вот он мне в ответ на мой рассвет прислал свой закат. Пишет прекрасные комментарии.
У меня есть друг Наташа Северин из Нью-Йорка. У ней очень интересные публикации. Она очень любит Украину и следит за всем, что тут происходит. А вот я от политики отдалилась. Рассветы настолько успокаивают, что думаешь, что все остальное временное. А вот рассветы были, есть и будут.
048: Есть ли такие рассветы, которые вам запомнились больше всего?
Ольга Богданова: Знаете, рассвет запоминается, конечно, красками или мощью своей. Вот, в прошлом году был красивый такой рассвет. Он, может быть был не таким красочным, но был мощным. Был шторм и был снегопад... Был рассвет недавно — как мне рассказали, с рериховскими красками: синий, с малиновым и желтым. Такие краски редко бывают.
Каждый рассвет по своему особенный. Бывают и скучные рассветы. Такие вот, совершенно серые, когда море сливается с небом. Тогда я ищу интересные лица.
048: А как родилась идея упорядочить все рассветы в календарь?
Ольга Богданова: Эта идея родилась у моей дочери. Она мне сказала, мама, тебе надо что-то издать такое... А я сама люблю что-нибудь издавать. Когда-то даже издавала свою газету. Вначале мы думали сделать маленький календарик. Потом мы пришли к тому, что лучше сделать настенный, на 12 месяцев. Наш спонсор нас поддержал. Их логотип на календаре есть. Они же мне подарили хороший объектив.
048: А с чего вы начинали?
Ольга Богданова: Начинала я фотографировать маленьким таким Olimpus - мыльничкой. Когда я работала в газете — я сама делала иллюстрации. И он у меня неплохо работает до сих пор. Я с ним ездила во Францию и он меня не подводил. А я съемки делала на ходу, с автобуса.
048: Вы с фотоаппаратом не расстаетесь?
Ольга Богданова: На рассветы всегда беру его собой. Но, в целях безопасности, со мной всегда ходит сопровождающий. Не то время. Особенно летом появляется много таких, которые поживиться хотят. А вот Olimpus я могу взять одна. Он маленький, не казистенький. Это единственная проблема, с которой я сталкиваюсь в своей деятельности. Потому, что рассветы я бы снимала всегда.
048: Рассветы, конечно же, не заканчиваются. Но если ли идеи расширить свои горизонты?
Ольга Богданова: Вы знаете, я вообще не очень люблю планировать. Тут, дай бог дожить до рассвета, чтобы было все хорошо. Такое время сейчас... Может быть и идеи появляются, но у меня много чего может зародиться, но так и не дойти до стадии реализации.
На днях мне предложили идею сделать персональную фотовыставку. Но вот до нее я еще не доросла, я так думаю. Во-первых, она очень затратная, даже если это возьмет на себя спонсор. Как она окупится, эта выставка? Никак! А на платное посещение выставок — никто вообще не придет. Сделать ее бесплатной? Придет три человека. Нужна реклама. Я же хожу на фотовыставки и вижу, кто ходит. Те же фотографы. А ко мне, может быть, они и не придут. Что им у меня смотреть? Рассветы ведь можно увидеть и на море. В общем, эта идея в меня еще не вросла.
048: А какие места в Одессе еще интересны? Куяльник, например?
Ольга Богданова: Вот на Куяльнике интересный закат. Но и рассвет тоже. Но я безлошадная. Для этого нужен кто-то с машиной. Хорошо было бы. Вообще, рассветы на водоемах очень красивы, там, где отражения есть.
Куяльник наш вообще уникальный. У меня есть оттуда снимки. Там небо полностью отражается в воде и вот там бывают, почему-то такие красивые, фактурные облака, которые я видела в Риме, в Скандинавии... Откуда они там берутся? Над Одессой они уже рассеиваются.
Вообще, Куяльник удивителен. Мне, конечно, больно видеть, как он гибнет. Ведь он уже не тот, чем тот, когда я его в первый раз увидела. А потом я туда долго не ездила. Вообще, у нас, у одесситов есть странная манера откладывать на потом. Вот на море я бываю. Но там почти не купаюсь, только рассветы встречаю. Нет, чтобы попляжиться. Такая уж у нас, у одесситов, особенность.
Вообще в Одессе, может быть, много таких мест, которых я даже не знаю. У нас есть одесситы, которые живут в одном районе, а в другом даже не бывали. Я знала таких.
Мне кажется, что очень интересны рассветы в Черноморске. Ведь наш Одесский залив — в виде подковы. И в каждом его уголке рассвет свой. И еще бы мне хотелось, чтобы в Одессе были горы... Но ведь и так здесь есть, что снимать.
У меня есть несбыточная мечта — встречать рассветы во многих уголках нашей планеты.
Ну и, конечно, я очень жду мира в Украине. Мир во всем мире — это было бы вообще прекрасно, но мир в Украине я очень жду. Я верю, что мы еще поживем в мирное время. Я очень хочу, чтобы рассветы мы встречали с радостью.