Фраза «Украина – страна не бедная, а обворованная» уже успела стать крылатой. С ней согласиться подавляющее большинства наших граждан. Коррупция и казнокрадство приобрели угрожающие масштабы. Именно их называют эксперты главными врагами Украины.
Одним из шагов на пути искоренения коррупции в системе государственных закупок стало внедрение электронной системы ProZorro. Если еще совсем недавно государственные закупки у нас были синонимом коррупции, то на сегодняшний день ситуация начала понемногу меняться.
Прозорро – это административное государственное предприятие, которое претендует на звание «ядра реформ». Украинская система Prozorro получила международную премию в сфере закупок World Procurement Awards (WPA) в номинации Public Sector. Эта система получила статус рекомендованной модели ЕБРР и уже консультирует правительства стран ЕС по вопросам перехода на электронные системы закупок. Казалось бы, мы «впереди планеты всей». Но…
Украина уже полностью перешла на электронные публичные закупки через систему ProZorro. Все тендеры на закупку товаров свыше 200 тысяч гривен и на закупку работ свыше 1,5 миллионов гривен должны быть открытыми, конкурентными. На меньшие суммы открытый конкурс может не проводиться, но чиновники обязаны публиковать заключенные договора.
Несмотря на внедрение системы Прозорро, несмотря на то, что благодаря этой системе удается экономить миллиарды гривен, до искоренения коррупции в сфере государственных закупок нам по-прежнему еще очень и очень далеко.
Коррупционеры и казнокрады учатся обходить те преграды, которые ставит на их пути ProZorro.
Как это происходит в Одессе
По данным модуля аналитики Дозорро (dozorro.org) за 2017 год в Одесской области проведено 6 миллионов 67 тысяч тендерных процедур. В том числе 10 929 тендеров провел Одесский городской совет и 9785 тендеров провела Одесская областная государственная администрация.
По данным аналитического модуля, из 10 929 тендеров, проведенных одесской мэрией, 9 775 – это тендеры на допороговые суммы. А когда речь идет о допороговых суммах мэрия (да и любое учреждение) может просто опубликовать уже заключенный договор с подрядчиком, не проводя на самом деле никакого конкурса.
ООГА не далеко от мэрии ушла в этом направлении. Из 9785 тендеров – 8563 допороговые.
По данным аналитического модуля, не конкурентными были 9958 тендеров из 10929 проведенных мэрией (91%). И 7692 тендера из 9785 проведенных ООГА (78%).
За первые 3 месяца 2018 года Одесская ОГА провела торгов 2978, а Одесский городской совет – 2258. Из них «допорогов» в ОГА – 2338, а в горсовете – 1917. Неконкурентными являются 2151 тендеров ОГА, и 2028 тендеров горсовета.
Воспользовавшись системой поиска на портале Прозорро, выберем поиск по заказчику – Департаменту городского хозяйства Одесского городского совета. Департамент провел 1908 тендеров. А теперь отберем открытые торги. Их 14.
Еще один крупный распорядитель бюджетных средств – управление капитального строительства. Проведено этим заказчиком 753 тендера. Открытых торгов 118.
Ни стыда, ни совести: что покупают бюджетные учреждения на наши деньги
Чтобы оценить масштабы чиновничьей наглости, нужно поинтересоваться не только тем, как закупают, но и ЧТО они закупают через систему Прозорро. Мы уже неоднократно писали о таких «курьезах», как покупка Администрацией морских портов пива и водки.
В прессе регулярно появляются сообщения о закупках бюджетными учреждениями элитного алкоголя, красной икры, элитных автомобилей. Об этом вы можете прочитать в наших материалах - здесь и здесь.
Высшие учебные заведения часто закупают продукты питания. Предположение о том, что ВУЗы кого-то кормят бесплатно, не выдерживает никакой критики. Может быть, ВУЗы перепродают студентам эти продукты в имеющихся у них столовых? Тогда, возникает вопрос, кто позволил им заниматься такой деятельностью.
Как «пилят» бюджетные деньги
Одесские чиновники очень хорошо умеют разбивать свои закупки на допороговые суммы.
Мы уже не раз писали о таких случаях.
Например, о том, как ООГА разбила на 4 части закупку услуг телеканалов.
О том, как коммунальное предприятие «Теплоснабжение города Одессы» вместо того, чтобы закупить тепловые счетчики на открытых торгах, заключает отдельный договор на каждый дом, шла речь в нашем большом расследовании. Тогда руководитель предприятия не смог внятно объяснить перед включенной камерой, откуда берутся подрядчики, как он их находит.
Большой любитель разбивать большие суммы на «допороги» - Управление капитального строительства Одесского городского совета. Чиновники этого управления отлично «набили руку» на заключении договоров на ремонт лифтов. Этот вопрос освещался в СМИ очень широко год назад.
Программа городского совета по ремонту, модернизации, диспетчеризации лифтового хозяйства будет внедряться до 2020 года. Всего планируют потратить около полумиллиарда гривен. Данные о программе опубликованы на официальном сайте городского совета. Тендеров на ремонт лифтов не проводится.
Заключаются договора на ремонт 1-2 лифтов в доме. Вместо того, чтобы заключать договора на поставку запчастей, закупают РАБОТЫ по закупке запчастей. Заканчивалось это все падениями лифтов. Данные о махинациях на ремонте лифтов собрали и передали в прокуратуру Одесской области общественники. Реакции не последовало.
Сюжеты на эту тему выходили на региональных телеканалах.
Довольно часто без конкурса получают подряды фирмы, аффилированные с депутатами одесского городского совета или даже с рядовыми сотрудниками городского совета.
О том, как юный муж чиновницы горсовета получает подряд за подрядом от Управления капитального строительства есть отдельное журналистское расследование.
Еще несколько примеров.
Очень любит получать подряды для своей строительной фирмы депутат от партии «Доверяй делам» Марина Лозовенко. Ее компания приняла участие в 53 тендерах. Только в 9 случаях имели место открытые торги, согласно данным проекта clarity-project ( https://clarity-project.info ).
Подряд на уборку снега в Одессе получил в этом году соратник мэра Геннадия Труханова – Юрий Шумахер. Мы уже писали об этом ранее.
Однако в данном случае формально тендер был проведен.
Если тендер проведен, это еще не значит, что закон соблюден
У одесских чиновников, в связи с их полной безнаказанностью, сформировалась привычка все делать как-попало и оформлять бумаги «левой ногой». Также ведут они себя и при проведении тендеров на Прозорро.
Недавний вопиющий случай – попытка Департамента городского хозяйства приобрести 2 элитных автомобиля, стоимостью свыше 80 тысяч долларов каждый.
После огласки в СМИ, тендер был отменен. Однако, отменили тендер чиновники потому, что им машины оказались якобы не нужны. О том, что они, объявив этот тендер нарушили распоряжение одесского городского головы и постановление кабинета министров Украины, тендерный комитет департамента коммунального хозяйства предпочел промолчать.
Кто и какие меры должен предпринимать по этому поводу?
Как сказано на сайте Прозорро, эта электронная система является на самом деле не просто инструментом проведения госзакупок. Прозорро – экосистема, в которой есть место для общественных организаций и журналистов.
Благодаря Прозорро, мы получаем возможность находить нарушения, предавать их огласке и влиять на ситуацию. Коррупционеры учатся обходить преграды, а журналисты учатся «давать им за это по рукам».
Огласка в СМИ даже самими экспертами «Прозорро» называется одним из важнейших методов преодоления коррупции.
В случае с попыткой одесских чиновников купить элитные автомобили, для отмены тендера хватило огласки. Но так бывает далеко не всегда. Да и отмена тендера – не наилучший результат. В идеале, чиновники, которые попытались купить себе «крутые тачки» за деньги территориальной громады, должны быть привлечены к ответственности.
Кто и как должен привлечь к ответственности этих лиц? Кнопочки «оставить отзыв о закупке на Дозорро» явно недостаточно.
На самом деле, на основе публикаций в СМИ действиями чиновников должны были бы заинтересоваться правоохранительные органы. Однако, этого, как правило, не происходит.
Как рассказал нам координатор в Одесской области в Регионального центр а компетенций ГП "ПРОЗОРРО" , Сергей Сарафанюк, если у журналистов есть желание «побороться» с корумпированными чиновниками, придется проделать серьезную работу.
« Надо найти в чём нарушение, определить чьи это полномочия, определить статус нарушения (админ или криминальное) и выбрать органы. Дальше подать. Вопрос в том, что посылая надо понимать, что это даст при уведомлении на этом этапе тендера» , - рассказал Сергей Сарафанюк.
К сожалению, у большинства журналистов вряд ли найдется возможность провести такой серьезный анализ, выявить, на каком этапе тендера лучше «жаловаться», в какие органы, на какие именно статьи ссылаться. Остается надеяться, что публикуемыми в СМИ сообщениями о нарушениях будут заинтересованы общественные организации, определившие своей целью борьбу с коррупцией и казнокрадством, и будут доводить эту работу до конца.