День Одессы или пирог из мифов: Что будем праздновать

Накануне Дня города в Одессе снова ожесточились споры профессиональных историков с поклонниками российской версии происхождения города.

Масла в огонь подлила находка геологов и историков фундамента Хаджибейского замка, который и брали штурмом весной 1794 года войска под руководством атамана Головатого и де Рибаса.

Главное значение данной находки - не просто подтверждение официальной исторической мысли, но и прямое доказательство того, что Хаджибей, который и брали казаки с российской армией - был не пустынным склоном с небольшим военным гарнизоном, а довольно внушительным поселением.

Миф 1 Екатерина основала…

Чуть ли не во всех “методичках” т.н. “ольгинских троллей”, те пророссийски настроенных блогеров, аксиомой подается утверждение, мол, Одесса была основана Екатериной.

Любой историк и даже выпускник школы вам в три счета опровергнет этот миф.

Во-первых, даже в рескрипте Екатерины касаемо Хаджибея нет и близко намеков на основание чего-либо здесь. Его текст - вовсе не секрет. С ним можно ознакомиться в историко-краеведческом музее на улице Гаванной.

Более того, его текст опровергает даже намеки на то, что в данном месте нужно что-то основывать.

Начинался он вообще такими словами, что у сторонников екатерининского мифа не хватает агрументов что-либо возразить:

“Уважая выгодное положение Гаджибея при Черном море... ”. То есть, Хаджибей назван прямо и прекрасно описано его положение. Далее Екатерина поручает де Рибасу организовать там военную гавань, чтобы в нее заходили не только российские, но и иностранные суда… Все. Никакого изображенного на памятника “Повелеваю городу и порту быть”, разумеется там нет, на то он и миф.

Кстати, миф этот не такой уже и старый, как кажется. Памятник Екатерине в Одессе был установлен в 1900-м году. И воздвигнут был именно в честь императрицы, а не “основателям города”, как принято его сейчас величать.

Более того, место было выбрано произвольно, ибо площадь Екатерининская, как и вся улица были названы в честь святой Екатерины Александрийской, о чем свидетельствует соответствующая табличка.

Да и в позапрошлом столетии никто в Одессе даже представить себе не мог, что город основала Екатерина. На открытках тех времен черным по белому написано “Присоединение Хаджибея”... То есть, в 1894 еще мифа об основании Одессы Екатериной и в помине не было.

Зачем же сейчас популяризировать откровенную ерунду и ложь? Ответ прост - чтобы хоть как-то связать Одессу с Россией.

Ну а историческую версию об основании Одессы литовским князем Витовтом мы даже и описывать не будем. Это также есть даже в Википедии.

Миф 2. Почему 2 сентября?

Опять же, любой историк без малейшей тени смущения вам расскажет, что штурмовали Хаджибей казаки с российской армией весной 1794 года.

Так отчего же, много лет подряд День города отмечают через полгода после его завоевания.

Здесь все еще проще. Дело в том, что очень мало населенных пунктов имеют четкий день своего основания. Что касается исторических городов, то таковых вообще не существует, ну или подобные даты связаны с мифами, а не точным определением.

Обычно Дни города назначаются на пору года, когда удобно большинству жителей. В более мелких городах это может быть определенная суббота или воскресенье месяца, ближайшие к назначенному дню.

В Одессе с этим все намного сложнее, даже, чем с основанием.

Про одной из версий, празднование привязано с закладкой капсулы на месте строительства будущей военной гавани в районе современного морвокзала.

По второй версии - это дата массовых гуляний в честь коронации императора Александра ІІ.

В любом случае, к непосредственному Дню рождения Одессы данная дата отношения не имеет никакого.

Война мифов с историей

На самом же деле, абсолютно неважно, верите ли вы в определенные мифы или нет. Задача исторической науки их развенчивать. В конце-концов, киевлянам никто не мешает верить, что столицу основали трое братьев с сестрой. Видимо, тоже в глухом лесу на берегу Днепра.

Тем не менее, в мире принято вести летоисчесление населенных пунктов с момента их первого упоминания. Так, соседний Белгород-Днестровский на протяжении своей бурной истории поменял около полтора десятков названий, но вот летоисчесление ведет от древнегреческой Тиры и считается одним из старейших городов Европы.

Сторонники екатерининского мифа в Одессе систематически отвергают возможность увеличить городу возраст до солидных 600 с хвостиком лет. Но это, теперь уже их проблемы. А это действительно проблемы, ведь с каждым годом исторических работ на эту тему больше, а вот какого-либо логического объяснения памятнику Екатерине ІІ в центре города - меньше. И вопрос заключается только в том, когда же город избавится от этого навязанного мифа.

Ведь, в конце концов, похожий миф позволил России украсть Крым уже дважды. Подобные мифы ежедневно отбирают жизни у жителей Донбасса и его защитников со всей Украины.

Также очень хочется отметить сторонников мифа. не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы вспомнить, что сделала с российской интеллигенцией советская власть. Большинство из тех, кто прямо или косвенно влиял на развитие Одессы в 20-х годах прошлого столетия или уехали в эмиграцию или были расстреляны.

А вот благополучно дожившие до наших дней сторонники екатерининского мифа на самом же деле и сносили памятник императрице и разрушали все имперское в городе.

Так какой же смысл сейчас возрождать мифы, защищать их перед историческими артефактами? Наверное, и в этом направлении московская пропаганда в Одессе работает отменно.