О существенном продвижении вопроса предоставления Украинской поместной православной церкви автокефалии, не говорят только ленивые.
Одесса здесь отнюдь не флагманский регион, где местное священноначалие спит и видит себя в новых облачениях. Но, скрытые обиды проявятся сразу после нескольких важных моментов.
Каноничность
Если ранее эксперты в церковных вопросах констатировали возможное наличие двух параллельных канонических церквей в Украине, то сейчас и этот вопрос вызвал дискуссию.
Да, две церкви так и могут сосуществовать, но вот юрисдикция УПЦ (та, которая Московского патриархата) потеряет каноничность.
Об этом предупредил пресс-секретарь УПЦ Киевского патриархата, архиепископ Евстратий Зоря. по его словам, ответить на этот вопрос должен Синаксис (Архиерейский собор Константинопольского патриархата), который заседает в эти дни и во многом, посвящен “украинскому вопросу”.
Другими словами, то, чем пугали священники МП “филаретовцев” - отсутствием благодати, “неканоничностью” и т.д. перейдет “почетным флагом” им. А с учетом разницы между богословием и юриспруденцией, где нет ни срока давности, ни “обратности действия”, УПЦ в сегодняшнем своем виде напрочь потеряет и популярность и репутацию.
Соответственно, путь у нынешней УПЦ в сохранении каноничности имеется только один - отказаться от нынешней юрисдикции. То есть - признать себя частью российской церкви, без Киевской митрополии и все. А это уже имиджевые потери. Священники РПЦ здесь в Украине вряд ли смогут объяснить подавляющему количеству верующих, зачем они нужны, в качестве резидентов церкви вражеского государства, которое развязало войну с нашей страной.
Не особо фантазируя на эту тему, можно предположить, что большинство рядовых священников, которые не проявляли собственной политической позиции, с охотой поменяют юрисдикцию и продолжат работу в своих приходах. Однако, для этого есть одно “но”.
Квартирный вопрос
Как и у булгаковского Воланда, наблюдение за вопросами недвижимости в церкви может обернуться одним выводом. “Попы, как попы... Квартирный вопрос только испортил их”... И это реальная проблема.
Опасаясь народной экспроприации на фоне российской агрессии против Украины, московские митрополии централизованно оформили всю свою церковную собственность не на приходы, как было ранее, а на епископов своей епархии. Исключением остаются только церкви и монастыри, которые имеют охраняемый статус.
В Одессе и области большинство церквей так и останутся в собственности российской церкви. И к этому вопросу надо быть готовым. Новой украинской церкви придется или строить свои храмы, или надеяться, что епископы согласятся на смену юрисдикции.
Как раз применительно к Одессе, на это рассчитывать вряд ли стоит. Митрополит Агафангел считается в нынешней УПЦ одним из “ястребов” пророссийской партии. А это значит, что большинство храмов (в смысле сооружений) останется за ним. В Одессе УПЦ (МП) не принадлежит только Спасо-Преображенский собор, который российская церковь заняла самовольно, при этом городская власть не передавала собор ни одной из конфессий.
Конечно, способ решения этой проблемы государственным властям еще придется определить. Уже сейчас разговоры идут о том, что все иностранные религиозные организации могут стать налогооблагаемыми, чего нет на сегодняшний момент. Для церкви - это большой удар, поскольку свое влиятельное положение она получила при помощи влиятельных спонсоров, которые через юрисдикцию церквей решают свои вопросы.
Огонь
Скажи-ка, дядя, ведь не даром.
Москва, спаленная пожаром, Французу отдана…
М.Ю.Лермонтов “Бородино”
Стратегия сжигать все перед отступлением для России не нова. В 1812 году полководец Михаил Кутузов перед отступлением распорядился сжечь Москву, чтобы деморализовать войска Наполеона Бонапарта и выиграть время для тарутинского сражения.
Пережила Одесса в 1941 году и взорванную дамбу Хаджибейского лимана и взорванную ТЭЦ на Пересыпи, когда советские войска оставили Одессу… Ну и совсем недавно, в 2014 году на руку Москве пришлась трагедия в Доме профсоюзов. Отступая, “русский мир” оставил в Одессе свой миф. И, во многом вероятно, оставил его вполне сознательно, а не использовал в пропагандистских целях стечение обстоятельств.
Вот именно поэтому, следует особо опасаться за сохранение церквей и монастырей Одессы. Ведь формулу “так не доставайся же ты никому” не отменили, а во многом, уникальные архитектурные и исторические памятники можно потерять.
Как это будет - увидим уже в самом ближайшем будущем. А пока держим кулаки!