Уже месяц, как в Украине официально стартовала предвыборная кампания по выборам президента. Избрать будущего президента можно будет 31 марта. Одесская область на выборах разделена на 11 избирательных округов.
О том, как кандидаты в президенты и местная власть в Одесской области нарушали законы во время первого месяца предвыборной агитации, рассказала экспертка Гражданской сети "ОПОРА" Анастасия Матвиенко, передает корреспондент 048.ua.
Активисты гражданской сети провели свое наблюдение с 25 декабря по 30 января включительно.
"Безымянная" реклама
Массовое размещение наружной рекламы без исходящих данных являлось наиболее распространенным нарушением, которые фиксировали наблюдатели. Согласно ЗУ "О выборах президента", на такой рекламе должны быть указаны данные об изготовителе, заказчике и тираже. Кроме того, подобная агитация есть основанием предполагать, что, возможно, она была профинансирована не из избирательного фонда, что также является нарушением закона.
Всего за январь было зафиксировано 27 таких нарушений со стороны 11 кандидатов. Это Юлия Тимошенко, Андрей Садовой, Юрий Бойко, Анатолий Гриценко, Олег Ляшко, Александр Вилкул, Александр Шевченко, Евгений Мураев, Сергей Каплин, Виталий Скоцык.
По всем этим случаем наблюдатели обратились в полицию, которая в случае наличия оснований составит протоколы о нарушениях.
"Впереди планеты всей"
Еще одно нарушение ‒ агитация уже зарегистрированными кандидатами до момента открытия счетов избирательных фондов. Согласно украинскому законодательству, чтобы финансировать агитацию, кандидаты должны открыть счета избирательных фондов в банках. Если таких счетов нет, то возникает вопрос в законности финансирования агитационной кампании.
В январе наблюдатели "ОПОРЫ" насчитали 15 случаев такой агитации.
Злоупотреблением госресурсом
Как отмечает Анастасия Матвиенко, в этом случае речь может идти только о нынешнем президенте Петре Порошенко, который является пока потенциальным кандидатом в президенты. Поскольку Порошенко пока ЦИК не утвердил Порошенко в роли официального кандидата, возникает сложность в правовой оценке его действий.
Тем не менее, наблюдатели "ОПОРЫ" зафиксировали такие наиболее типичные проявления, как использование с целью продвижения узнаваемости позитивной оценки среди избирателей целевых программ, которые реализуются в Одесской области и за средства областного бюджета.
Наиболее яркий случай - работа проекта "Мобильные поликлиники", говорит Матвиенко. Сам транспорт амбулаторий, которые осуществляют такие визиты, оформлен в стилистике партии БПП. На таких визитах жителям области раздаются листовки, оформленные в символике партии БПП, которые рассказывают о данной инициативе и в листовках также упоминается, что это является именно инициативой президента. В таких же ключах подаются информационные сообщения и на сайтах ОГА и РГА.