Почти каждый день мы слышим в новостях о какой-нибудь незаконной стройке или о снесенном нахалстрое. А как же построить дом в Одессе законно?
Об этом корреспонденту 048 рассказал управляющий партнер адвокатского объединения “Adequate Lawyers” Дмитрий Ткаченко.
С чего начать
Все начинается с земельного участка, на котором планируется возведение объекта недвижимости. У лица, которое желает построить объект, должно быть право на пользование земельным участком. Такое право может быть оформлено в виде права собственности на землю или права аренды.
Важно обратить внимание на целевое назначение земельного участка, потому что целевое назначение устанавливает правила, относительно того, какие объекты могут быть возведены на земельном участке. Например, жилой дом или дачный дом.
Если с правом пользования земельным участком и целевым назначением нет проблем, то мы можем следовать далее.
Оформляем строительство объекта
Особенности процедуры оформления строительства объекта недвижимости определяет класс последствий, который определяет проектной организацией в соответствии с требования законодательства. Закон выделяет всего три класса последствий СС1, СС2 и СС3.
Несколько обособленно от этих классов стоит строительство объекта по строительному паспорту. Именно такую процедуру я и предлагаю рассмотреть в данной статье. Поскольку считаю, что это наиболее актуально для широкого круга читателей.
Закон позволяет строительство индивидуальных жилых домов, усадебных, дачных домов, хозяйственных строений и сооружений, гаражей по строительному паспорту.
По строительному паспорту допускается строительство домов этажностью до 2 этажей и площадью до 300 кв м без учета мансардной площади, тут закон позволяет действовать в несколько упрощенном порядке.
Следует отдельно отметить, что с ноября 2018 года, законодательно увеличена допустимая максимальная площадь объекта для строительства по строительному паспорту до 500 кв. м. Однако, если вы будете строить объект более 300 кв. м вам придется выплатить паевое участие в развитии инфраструктуры населенного пункта, что понесет за собой дополнительные затраты.
При строительстве на основании строительного паспорта нет необходимости в получении условий и ограничений у органе архитектуры. Поскольку в данном случае, именно строительный паспорт определяет комплекс градостроительных и архитектурных условий для размещения и строительства объекта.
Для таких объектов разработка проектной документации осуществляется в диспозитивном порядке, только по желанию заказчика. Другими словами, вы можете не заказывать у проектной организации проект.
Строительный паспорт: где его взять
Выдача строительного паспорта осуществляется уполномоченным органом градостроительства и архитектуры на основании заявления и необходимого пакета документов:
-
само заявление о выдаче строительного паспорта;
-
документ подтверждающий право собственности или пользования земельным участком;
-
эскизные намерения застройки;
-
проект (по желанию);
-
при наличии сособственников земельного участка - их согласие на застройку.
Эскизные намерения застройки должны включать в себя отображения местоположения зданий и сооружений на земельном участке, расстояние до границ соседних земельных участков и расположенных объектов на них, местоположение инженерных сетей, фасады и планы объектов и т. д.
В какой орган градостроительства и архитектуры подавать указанный пакет документов зависит от населенного пункта, на территории которого будет осуществляться строительство. Например в Одессе это Управление архитектуры и градостроительства Одесского городского совета.
Если пакет документов подан в полном объеме и нет никаких несоответствий намерений застройки требованиям градостроительной документации на местном уровне, детальным планам территорий и др., то орган архитектуры выдает заявителю строительный паспорт. Строительный паспорт или отказ в его выдаче должен быть выдан заявителю в течении 10 рабочихдней с момента подачи заявления.
Паспорт есть, что дальше?
Далее необходимо получить технические условия на подключение к будущему объекту электричества, водообеспечения и водоотведения, газообеспечения, которые получаются у соответствующий поставщиков услуг.
После этого направляется уведомление о начале выполнения строительных работ в орган государственного архитектурно-строительного контроля (ГАСК). Получения каких либо других разрешительных документов для начала строительства не требуется.
ГАСК присваивает уведомлению соответствующий номер и вносит его в единый реестр разрешительной документации. Данный реестр доступен он-лайн и в нем вы можете в свободном доступе увидеть все зарегистрированные разрешительные документы, там же должна появиться информация и о вашем уведомлении.
На данном этапе, при условии соблюдения всех условий и требований, указанных в строительном паспорте, вы можете осуществлять возведение вашего строения.
Построили? Вводим в эксплуатацию
После строительства объекта недвижимости необходимо пройти процедуру ввода в эксплуатацию. Обязательной частью этой процедуры является проведение технической инвентаризации построенного объекта, которая осуществляется специалистами по технической инвентаризации. После чего, заказчику предоставляется технический паспорт на объект.
В соответствующий ГАСК на безоплатной основе подается декларация про готовность объекта к эксплуатации. После регистрации указанной декларации органом ГАСКа объект может подключаться к соответствующим коммуникациям и владельцы могут заключать необходимые договора с поставщиками услуг.
Закон запрещает эксплуатацию объектов не введенных в эксплуатацию в соответствии с указанной выше процедурой.
Завершающим этапом является регистрация права собственности на объект в Едином государственном реестре. Регистрацию проводит регистрационная служба. После чего вы можете свободно распоряжаться построенным объектом.
Напомним, ране мы рассказывали вам о возобновлении налоговых проверок. Адвокат Григорий Быков дал практические советы одесским бизнесменам.