Несмотря на то, что одним из главных предвыборных лозунгов новоизбранного президента Владимира Зеленского было обновление системы, в Одессе активно обсуждают вопрос возвращения на свой пост бывшего губернатора Максима Степанова. Почему попытка проникнуть в новую власть все тех же старых кадров вызывает раздражение в принципе - понятно. А почему раздражение у активистов вызывает г-н Степанов?
Вопрос возвращения Максима Степанова активно обсуждается гражданскими активистами Одессы. Об этом говорили и на пресс-конференции, посвященной бездействию властей и правоохранительных органов в вопросе нападений на активистов и журналистов.
Оставим в стороне вопрос, неужели бывший губернатор действительно незаменимый специалист, профессионал своего дела. Или все-таки один из тех, кто умудряется “устроиться” при любой власти. Информация о его возвращении “пошла гулять в народ” и ему припоминают все, чем он не угодил гражданскому обществу. За что же так “не любят” некоторые гражданские активисты Максима Степанова?
Часть системы
Максим Степанов очень органично вписывался в систему взаимоотношений властьимущих в Одессе. Активисты не устают говорить о том, что власть в городе захватила мафия. О том, как устроен криминально-олигархический клан и кто кому кто в Одессе, рассказывали даже на брифинге в Верховной раде. Имя одесского мэра Геннадия Труханова в различных публикациях то и дело связывают с именами бизнесмена Владимира Галантерника, которого называют “хозяином Одессы”, а также с именем криминального авторитета Ангерта.
В числе лиц, которые так или иначе связаны с этой тройкой, крупный торговец оружием в прошлом, а сейчас не менее масштабный черный нефтетрейдер Леонид Минин и тесть российского мультимиллиардера Романа Абрамовича Александр Жуков (урожденный Рабкин)... По мнению гражданских активистов, руководство правоохранительных органов в Одессе - всего лишь обслуживающий персонал этого клана.
Выбивался ли из этой картины Максим Степанов? Если мэр и его окружение - представители местной власти, то Максим Степанов - представитель государственной власти Украины в Одессе. Геннадий Труханов отлично ладил и с предшественником Максима Степанова Игорем Палицей и с ним самим. Не поладил он только с Михаилом Саакашвили. Владея основными медиа-ресурсами в Одессе, Геннадий Труханов выиграл выборы и привел в городской совет немалое количество депутатов своей партии. После этого под невиданную доселе застройку начали раздаваться самые лакомые куски побережья и не только побережья.
Территориальная громада потеряла такие знаковые места, как Привоз, Аркадия, Старосенная площадь. не прекращается “война” за летний театр в самом центре города.
Игорь Палица как-то не очень интересовался вопросами Одессы и им с геннадием Трухановым было нечего делить. Ситуация изменилась, когда регион возглавил одиозный экс-президент Грузии Михеил Саакашвили. Столкнувшись с “местными реалиями”, Саакашвили с детской непосредственностью стал с ними бороться, а после переключился на Киев, который одесским властям обеспечил тепличные условия.
Когда Саакашвили “проиграл бой”, якобы при помощи конкурса кресло губернатора Одесской области занял совсем неизвестный на тот момент руководитель Госполиграфкомбината “Украина” Максим Степанов. Как признался сам г-н Степанов, он - старый друг Игоря Палицы. На сторону гражданского общества, желавшего видеть в нем союзника, Максим Степанов не встал.
Школьный аэродром
Школьный аэродром в Одессе - важнейший военный объект. Этот небольшой военный аэропорт остался один, среди пяти, которые некогда защищали воздушное пространство нашего государства на юго-западе нашей страны.
Поскольку такие же аэродромы в Арцизе, Болграде и Рауховке давно разобраны, а в Лиманском аэродром законсервирован, то только одесский “Школьный” сейчас способен полноценно быть задействованным “в случае чего”.
Однако, местной городской власти и ее бизнес-партнерам приглянулась земля аэродрома.
Несмотря на то, что Украина сейчас переживает военную агрессию со стороны России, а Одесса под боком имеет целый военный российский анклав под названием “Приднестровье”, городские власти и строительные компании планомерно подобралась к аэродрому, застраивая его границы высотками, что может серьезно отразиться не только на визуальной доступности к военному объекту, но и на его способности к прямому предназначению - принимать и отправлять военные самолеты самой разной категории.
Почему мэра и его соратников это не смущает? Возвращаемся к цепочке Труханов-Галантерник-Ангерт-Минин-Жуков. А может дело не в том, что “следы ведут в Россию”, а в обычной жадности строительных компаний. Итог один - уничтожается военная инфраструктура.
А параллельно с процессом уничтожения “Школьного”, в 70 километрах от него, в приднестровском Тирасполе, Россия восстановила мощную взлетно-посадочную полосу законсервированного военного аэродрома. И эта полоса способна принимать все типы военных самолетов.
А что же губернатор? Когда в октябре 2017 года группа “зеленых человечков” без опознавательных знаков проникла на территорию воинской части при аэропорте, снесла забор и захватила часть, как он отреагировал?
Как оказалось, “зеленые человечки”, а если по-простому - “титушки” - были наняты хозяином соседнего ТРЦ “Сити-Центр”. Хазяином ТЦ называют Владимира Галантерника.
Когда в городе поднялась паника из-за захвата военного аэродрома в военный период, губернатор Степанов созвал срочное совещание в ОГА.
И как вы думаете, кого он отругал и наказал? Военных, которые “не оформили землю”.
Это прекрасный штрих к портрету губернатора Максима Степанова, который, снижая градус недовольства - обвинил военных в том, что у них захватили часть аэродрома и, к тому же, вынудил защитников Родины утопать в бюрократической трясине с оформлением того, на что махнуло рукой Минобороны.
Отметим, что судебные тяжбы вокруг захвата “Школьного” продолжаются по сей день. И военные, лишенные помощи представительства государства в регионе, вместо решения стратегических проблем по обороноспособности страны и защите украинского неба - оформляют то, что по умолчанию должно быть неприкасаемым для гражданских.
Война с активистами
После ряда акций общественного гнева против варварской застройки Одессы фирмами, аффилированными с именами Галантерника и Труханова, в городе развернулся настоящий террор против журналистов, политиков и общественных активистов.
Трижды покушались на известного ныне видеоблогера Сергея Стерненко; избили среди бела дня в центре города активистку и журналистку Алину Радченко; подобным образом сначала избили, а вот теперь и облили нечистотами еще одну активистку и журналистку Светлану Подпалую; едва не убили, подстроив аварию, политика, лидера местной организации Народного Руха Украины Михаила Кузаконя и журналиста Григория Козьму; подрезали лидера местного Автомайдана, журналиста Виталия Устименко; расстреляли около дома политического деятеля Олега Михайлика…
О бездействии полиции и прокуратуры активисты говорят регулярно. Со стороны губернатора никакой внятной реакции на творящееся в города. Одесса уже стала рекордсменом по нападениями на активистов и журналистов. Губернатор, представитель государственной власти на местах, оправдывал руководство полиции и прокуратуры.
Как-то получилось так, что активные граждане сами виноваты в том, что на них нападают, их избивают, режут, в них стреляют и так далее. Ведь никаких кадровых перестановок и решений за таким заседанием не последовало.
С этого мероприятия на видео многие пострадавшие попросту встали, развернулись и ушли.
Степанов и тут проявил себя исключительно в качестве защитника интересов местной власти.
Делал ли он это от непонимания ситуации? Вряд ли. За всю каденцию Максима Степанова, государственная власть ни разу даже пальчиком прилюдно не погрозила ни Труханову, ни бездействующим правоохранительным органам, ни захватчикам одесского побережья, уничтожителям парков и санаториев.
“ДНР”
Через год, после назначения в губернаторское кресло Максима Степанова, его отец влип в серьезный скандал. Анкета Степанова-старшего появилась в скандальной украинской базе “Миротворца”.
При этом, Степанов-младший должен был долго оправдываться за Степанова-старшего, поскольку тот был помещен в раздел “сепаратисты”.
Писали, что старший Степанов человек весьма не простой. Как сообщалось в различных СМИ, будучи главврачом Славянской городской больницы, он присягнул на верность тому самому Игорю Гиркину-Стрелкову.
Более того, Степанов-старший, по данным СМИ был в числе организаторов “референдума” по созданию террористического образования “ДНР”.
А еще ранее, депутат Владимир Степанов вместе со своей родной фракцией Партии регионов весной 2014 года проголосовал за создание военизированного антиукраинского формирования “Славянская народная дружина”.
Впрочем, как мы уже знаем, сепаратистам не удалось тогда удержать этот город и в июне они оставили его. И встречать уже украинскую армию оставили отца главного полиграфиста Украины - Владимира Степанова.
Как такой любопытный факт прошел мимо Госслужбы, которая утверждала Степанова-младшего на должность - не понятно.
Общение с “избранными”
Негодование у одесских журналистов в 2017 году вызвала практика вызова отдельных журналистов по телефонному звонку, а не на основании общей рассылки. Журналисты написали открытое письмо губернатору и потребовали обеспечить равный доступ к получению информации для всех изданий.