Воспитание защитников Украины: интервью с ветеранами АТО/ОСС об игре “Джура”

Ко Дню Защитника Украины мы подготовили интервью с тремя защитниками нашей страны - ветеранами АТО/ООС Сергеем Гуцалюком, Александром Голопотелюком и Олегом Кошолапенко. Мы поговорили о воспитании подрастающего поколения в духе патриотизма, о всеукраинской детско-юношеской военно-патриотической игре “Джура”, о том, какую роль она играет в нашей стране, в жизни детей и в процессе возвращения к мирной жизни ветеранов войны с Россией.

Интервью подготовлено редакцией 048.ua.

В этом году 9 ветеранских организаций приобщились к организации детско-юношеской военно-патриотической игры "Джура". Представители ветеранских организаций рассказали, почему “Джура” так важна и как они участвуют в ее организации. Какие есть проблемы и как их будут решать. Поделились удивительными историями о том, как в ходе игры выявили у девочки из многодетной малообеспеченной семьи потенциал будущей чемпионки мира по стрельбе. О том, как мамы погибших воинов приезжали на “Джуру” пообщаться с детьми, команды которых входили в "сотни", названные в честь их погибших сыновей.

О том, с чего вообще все начиналось в Одесской области, нам рассказал ветеран АТО/ОСС и гражданский активист Сергей Гуцалюк. О роли старшин и мотивации воспитателей рассказал ветеран АТО/ОСС и общественник Александр Голопотелюк. О том, почему “Джура” важна для ветеранов, рассказал гражданский активист и ветеран АТО/ОСС Олег Кошолапенко.

Сергей, вы ведь начали заниматься продвижением “Джуры” давно?

“Ми были одними из первых кто начал внедрять эту систему вообще и в частности в Одесской области. Наше Черноморское Гайдамацкое объединение, Александр Голопотелюк. Это было еще в далеком 2009 году, тогда впервые вводилась “Джура”. Еще при Ющенко, это было, фактически, на закате его деятельности и у нас было участников совсем немного. С всей области было 10 команд, каждая команда представляла районы. Всего одна команда из района. Если тогда 10 команд это были 80 человек в 2009 году, то сейчас по системе Сокол-Джура пришло 8500 подростков из Одессы и Одесской области”, - рассказывает Сергей Гуцалюк.

Что же такое “Джура”?

Эта воспитательная система, которая предусматривает несколько этапов. И к участию привлекаются самые разные люди и структуры, как государственные, так и общественные. В идеале должно быть так: в школе должна быть минимум одна команда. Лучше, если бы было две команды, которые начинают с октября заниматься по этой программе дополнительного образования. В программу входит разные виды соревнований. И строевая подготовка, и сборка-разборка оружия - автомата Калашникова, если есть (хотя, очень редко в школах есть что-то подобное), и стрельба из пневматической винтовки, и конкурс на спортивное ориентирование, и игра "Пластун" - в ней элементы спортивного ориентирования и квеста. Это и медицинская подготовка или полевая медицина - если человек получил травму или ранение, важно знать, как его доставить, как оказать первую помощь, чтобы он не истек кровью, чтобы не задохнулся, как доставить к квалифицированным медикам. Это и творческие конкурсы.

Что за творческие конкурсы?

Например, надо представить себя, свой город. Это самопрезентация и конкурс по истории Украины - он называется "Ведун".

Как формируются команды?

В команде должно быть 8 человек, хорошо, если это 50/50 ребята-девушки, но это по желанию, в зависимости от того, кто как хочет. Команду готовит преподаватель-наставник и руководитель. Сегодня часто это два человека. И в идеале они все те дисциплины, которые я назвал, проходят с октября по март. А потому в апреле начинается соревнование. Сначала внутришкольные и определяется лучшая из двух команд. Лучшая команда выходит на районный уровень.

В конце апреля - начале мая проходят районные соревнования или соревнования по ОТГ, затем определяются лучшие, которые идут на областные соревнования. На областных соревнованиях в этом году было задействовано более 500 участников, а вообще 560 участников это вместе с преподавателями, с руководителями. По Одесской области в целом. Мы себе цель поставили и уже два года подряд проводим все эти мероприятия областные и итоговые именно на территории Бессарабии.

Почему Бессарабия?

Вы знаете, там есть огромная доля опасности именно в том регионе. Регион до сих пор еще находится под влиянием путинской пропаганды, там есть места, где украинское телевидение почти не пробивается.

Такая система воспитывает молодое поколение, основная цель программы - это фактически воспитание нашей современной украинской политической нации. И дети, подростки - это основа. Ведь они через 10 лет фактически станут управлять государством, обществом, всем.

Кроме того, Бессарабия многонациональных край. Именно эти элементы нашей современной политической нации нужно представить там для того, чтобы дети это все осваивали.

Ну и сама локация, где мы находимся, это Белгород-Днестровский район - база отдыха "Солнечная" между селами Приморское и Николаевка, на берегу моря.

По всем условиям проведения таких соревнований, дети должны жить в палатках, в палаточном городке. В городке, который правильно расположен по всем правилам. Учитывая правильность постановки палаток, правильность расположения. Должны быть решены все вопросы, связанные с безопасностью пожарной, безопасностью эпидемиологической. Все санитарные нормы должны быть соблюдены. Ну и чтобы не было бардака какого-то, был порядок, была чистота. И условия должны быть “спартанские”, не нужно каких-то изысков.

База в Белгород-Днестровском районе нам подходит - там огромные возможности для того, чтобы создать нормальные условия для питания. Стационарная столовая, душ и туалет также стационарные.

А завершающий этап был в Днепре?

В Днепре это уже все, это результат, подведение итогов. И дальше с октября месяца мы вновь начнем подготовку по всем этим этапам.

Пока команды в школах снова проходят все этапы обучения, чем заняты вы?

Во-первых, цель сейчас ставим в Одессе сформировать школу воспитателей “Джуры”. Это будет не постоянно действующее какое-то учреждение с конкретным адресом. Мы готовы выезжать в районы, проводить семинары-тренинги, и практические, и теоретические. Готовы разъяснять, что такое система воспитания Сокол-Джура. И у нас есть научно-методические рекомендации, утвержденные по всем министерствам и ведомствам, потому что эта программа также и государственная. Она выполняется за государственные средства, частично выполняется чиновниками и работниками образования, сотрудниками других министерств и ведомств. И общественными организациями, в первую очередь - казацкими и ветеранскими организациями, и современными ветеранами украинско-российской войны.

В этом году был хороший опыт у нас - были привлечены к проведению этих соревнований представители ветеранских организаций со всей области. Из Балты ребята, из Одессы, из Белгорода-Днестровского, из Татарбунар, из Измаила, из Килии, из многих районов. И мы хотим, чтобы общественные организации ветеранские непосредственно контролировали и принимали участие в организации мероприятий, начиная со школьного, с первого этапа до второго. А третий уже этап будем все вместе делать.

Если ветеранские организации заинтересованы, как вы их поддерживаете в их желании поучаствовать?

Есть научно-методические рекомендации, есть у нас и правовая поддержка. Правовые аспекты расписаны по всем моментам. Сейчас, благодаря тому, что создано много новых объединенных территориальных громад, а это, кстати, одно из достижений Революции Достоинства, потому что эти ОТГ больше имеют возможностей финансовых, и менее бюрократизированы, мы видим, что уровень подготовки команд ОТГ, этих Джур, он выше немножко. ОТГ больше туда вкладывают. От средств многое зависит.

Как сейчас дела с финансированием “Джуры”?

Сейчас не нужно искать деньги. Такой была старая советская практика, надо что-то делать, а вы ищите средства сами, где хотите. Это неправильно. Хотя такой подход до сих пор часто и активно применяется. Это неправильно, это просто отбивает желание руководителей и всех участников процесса заниматься этим. Ну и у детей тоже, потому что они видят - что-то там не то.

Как это должно быть? В начале нового учебного года должны быть заложены в бюджете все эти средства. Есть типовая смета, здесь ничего такого сложного нет. То есть, нужно вовремя подать документы в бюджетный комитет, в местный совет или районный совет города.

И вы предоставляете такие типовые смета?

Да, в Одессе непосредственным исполнителем является Департамент образования, также непосредственным исполнителем становится центр внешкольного образования, расположенный у нас на улице Тенистой, ну и наши общественные организации, наше Черноморское гайдамацкое объединение, и уже 9 общественных организаций ветеранских в этом принимают участие.

А дети нашей области, они в Днепре на третьем этапе как себя показали?

Третий этап, что самое интересное, он не является состязательным. Он как бонус для тех, кто выиграл. Все делается для того, чтобы дети между собой познакомились, чтобы они знали что такое большая Украина. Элемент соревнования, вообще, мне кажется, его надо свести к минимуму. Сейчас многие директора школ или руководители районов, ОТГ и городов говорят: "Вот вы должны там быть одними из лучших, привезти хотя бы 3 место". Мы им объясняем: это воспитательная система, это не олимпийские соревнования. Не нужно здесь жилы рвать.

Это элемент системы национальной безопасности. Мы воспитываем новых граждан, мы не готовим боевиков, которые должны завтра пойти в армию и пожертвовать жизнью, уничтожить как можно больше врагов. Нет, готовим в первую очередь сознательных граждан, так должно быть. Потом каждый идет во взрослую жизнь, сам себе путь выбирает.

И еще интересные воспитательные моменты мы вносим. В этом году впервые применили кое-что. Было задействовано более 500 участников, это было 48 команд. В прошлом году мы немного устали от организационных моментов, поэтому в этом году сделали так: распределили всех участников на 4 сотни, потом назвали в честь героев разных эпох. В первую очередь это герои эпохи столетней давности, герои освободительной борьбы 17-23 годов. И двое уже героев современной освободительной борьбы.

И самое интересное, что это герои - все одесситы или жители Одесской области. Первая сотня была названа в честь Всеволода Змиенко - он одессит, он родился в середине второй половины 19 века в Одессе, был полковником царской армии, а в 17 году он стал одним из организаторов войск Центральной Рады в Одессе, в частности он один из главных организаторов так называемой Одесской гайдамацкой дивизии, которая защищала Украинское государство, на этих улицах, где мы сейчас находимся. Затем он, когда революция потерпела поражение, был начальником контрразведки у Петлюры, до его гибели. Похоронен он в Праге.

Вторая сотня была названа в честь Вячеслава Кириллова, казака. Третья сотня в честь Семена Заболотного. И четвертая в честь Николая Руденко, позывной Рудь, это вообще человек которого я хорошо знал, с которым дружил, он погиб в 17 году.

Дети приезжали, они жили в палатках, а мы за два дня приезжаем, как правило, разбиваем поле на 50 участков. Команд 48, но мы делаем 50 с запасом. Приезжали руководители отделений, или роевые, получали номерок наугад, ну как жеребьевка, и отправлялись на свой участок. Таким образом мы делили сотни. От 1 до 12 - это первая сотня, от 13 до 24 - вторая сотня, и так далее. И мы говорим "Уважаемые, ваша сотня носит имя такого-то героя, вы пожалуйста изучите вопрос. Даем 2 суток на изучение, что это за человек. Потом, когда идет соревнование, мы их спрашиваем.

И таким образом дети из разных районов области перемешиваются в сотнях, живут одним целым, они на построение идут все вместе, есть идут все вместе, они на соревнования так же идут все вместе. Таким образом они между собой знакомятся, а некоторые начинают дружить.

Эти элементы, и соревновательный и воспитательный, для того чтобы дети знали, что это не какой-нибудь абстрактный персонаж - Семен Заболотный, или там Петлюра, или какой-то еще герой национально освободительной борьбы, Махно, или там Григорьев. Это те люди, которые в Одессе непосредственно были на тех улицах, где они ходят сегодня. И это очень интересно. В следующий раз мы также будем применять эту практику, но с другими именами.

В этом году было очень трогательно. Потому, что приехали с нами матери погибших Вячеслава Кириллова и Николая Руденко. Когда они узнали, что мы назвали в честь их детей сотни, они приехали и имели возможность 3 дня пообщаться с этими подростками, а подростки и непосредственно преподаватели могли пообщаться с матерями погибших ребят.

Было так, что они целый день ходили по лагерю и общались, просто заходили, смотрели быт, как устроены палатки, все остальное. Они выступали там перед детьми, буквально пару слов. Что мама может сказать? Много не наговоришь, но этот элемент важен. Этот воспитательный момент.

В этом году был интересный момент - мы выявили ребенка, который имеет огромные способности к стрельбе. Может быть это будущая чемпионка мира по стрельбе.

А без Джуры девочка бы жила и не знала, что у нее к стрельбе талант?

Да, она из небольшого села, из села Абрикосового в Белгород-Днестровском районе. Это недалеко от Шабо. Она из многодетной семьи. Из очень малообеспеченной семьи. Мягко говоря. И два года назад она начала участвовать в Джуре. До этого ребенок практически был “неприкаянным”. В стороне от жизни. И за два года она очень изменилась! Мы сейчас хотим помочь ей, чтобы в дальнейшем она выбрала себе занятие в жизни. Предварительно, девочка высказала желание учиться в военно-морском лицее в Измаиле. Ей еще год учиться в школе. Не хочется “сглазить”, но мы надеемся, что все получится.

Александр, расскажите об этой системе хорунжих и других “званий” в Джуре.

Неотъемлемой частью формата игры Джура является наличие старшин. Это прописано в разного рода рекомендациях. Кто такие старшины? Это атаман, хорунжий, бунчужный, обозный, осаул. Это объединение традиций и современности. В этом году на областном этапе Джуры были старшины, которые в первую очередь занимались организацией внутреннего распорядка, организацией и контролем мероприятий на протяжении дня, дисциплиной и безопасностью. Также среди функций старшин координация действий от роя до сотни и всего лагеря в целом. У нас в этом году были и атаманы, и хорунжие, и осаульская служба.

Характерной особенностью в этом году на областном этапе Джуры стало деление всех участников на сотни. Но об этом вы уже говорили.

Вернемся к старшинам. Хорунжий отвечает за все церемониалы, за поднятие Государственного флага, например, а также за развлекательную часть. Осаул отвечает за порядок и безопасность. Обозный отвечает за материально-техническое обеспечение жизни лагеря. Бунчужный, как правило, это первый заместитель атамана. От отвечает за все основные организационные вопросы. Атаман отвечает за общее руководство, за общую организацию в целом. Да, еще есть писарь. Писарь ведет все деловодство. Он озвучивает приказы по лагерю. Готовит эти приказы. Как правило, вечерний сбор - это время, когда озвучиваются приказы атамана на следующий день. Обозначаются пароли, обозначаются все аспекты деятельности. В целом, старшины очень существенно усиливают эффективность проведения “Джуры”.

Сколько это человек?

Это до 10 человек. Атаман один, хорунжий один, 4 сотника были в этом году. Если количество участников больше, то соответственно требуется больше сотников.

Как вы мотивируете людей принимать участие в игре?

Вся эта работа координируется с общественными организациями. И со стороны чиновников участие в “Джуре” это не некий жест доброй воли. Это прописано в распоряжении Кабинета министров Украины. В соответствующем распоряжении сказано, что 50% по штабам при организации игры должно быть представителей общественных организаций. Это выполняется, но есть и проблемные вопросы.

Один из проблемных вопросов это как раз отсутствие мотивации у непосредственно ответственных за организацию игры на местах. В данном случае мы говорим о педагогах в школах. Мы говорим о представителях органов образования каждой громады. 16 органов образования из 16 ОТГ, из 62 всех имеющихся, так и не провели районные этапы. Почему? Каковы причины? Это может быть халатность, а может быть и саботаж. Еще одна причина, которую мы видим, это отсутствие мотивации для воспитателей.

В этом году мы попытались вопрос мотивации решить и мы наградили на областном этапе воспитателей, команды которых взяли призовые места. Мы назначили денежное вознаграждение. За третье место 3 тысячи гривен, за второе место - 5 тысяч гривен, за первое место - 7 тысяч гривен. Такие призы получили непосредственно воспитатели.

Это учителя школьные?

Да, это обычные учителя, которые работают с детьми. Но они из сел и для них это была серьезная мотивация. Кроме того, мы подарили детям, которые хорошо показали себя в стрельбе, новые пневматические винтовки.

Каждому или на команду?

Одна девочка, лучшая, она абсолютный чемпион. Она выбила 47 очков из 50. Она получила индивидуальный приз - пневматическую винтовку. Надежда Паюл. И одна команда победитель получила винтовку на школу. И кроме того, дети-победители, все кто занял первые места, они получили юбилейные монеты НБУ “Сторіччя акту Злуки”. Это ценные монеты. Это был тоже очень любопытный момент.

Мы очень хотели бы, чтобы государственные служащие и органы местного самоуправления это взяли на вооружение и сделали традицией. Чтобы в бюджете предусматривали не только грамоты и кубки, но и ценные призы.

“Было бы правильно тем учителям, которые занимаются подготовкой команд, хоть раз в квартал выплачивали какую-то премию, тогда бы велась системная работа”, - дополнил Сергей Гуцалюк.

В этом году игра вышла на новый уровень, есть определенный прогресс. Но есть и проблемы. И эти проблемы мы будем решать в рамках координационного совета по вопросам патриотического воспитания при Одесском областном совете. Мы будем стараться, чтобы в следующем году игра была еще лучше.

Олег, расскажите об участии ветеранов в организации “Джуры” в этом году.

Организовывали размещение лагеря, его безопасность. Проводили с детьми строевую подготовку профессиональные военные. Внутренней дисциплиной занимались.

Насколько участие в таких мероприятиях интересно ветеранам? Что это им дает?

Ветеран ветерану рознь. Некоторым вообще ничего не интересно, кроме дивана и телевизора, есть и такие. Но, например, лично мне это интересно. Я понимаю, что это стратегический вопрос - военно-патриотическое воспитание детей. Это закладывает фундамент на будущее. Имея опыт и знания, многие этим интересуются и это 100% нужно. Когда с детьми общаешься, видишь, как они выступают на соревнованиях, ты понимаешь, что это нужно. Глядя на детей, понимаешь, что не зря наши ребята на востоке там воюют. Ты понимаешь, что надо детям передавать знания. Более того, надо обучать преподавателей.

ФОТО взяты в группе "Сокіл Джура Одещина" в фейсбуке/ Наталья Железогло 

Напомним, сегодня, 14 октября, в День защитника Украины наша редакция подготовила для читателей спецпроект. В этом материале мы расскажем вам о тех, кто родился и жил в Одесской области, но погиб защищая нашу страну от российской агрессии. Подробнее здесь