Эдуард Матвийчук на танцы не ходил
Председатель Одесской областной администрации закончил Ужгородский государственный университет, а потом три года работал учителем физики в сельской школе.
– Как у всякого студента, у меня была яркая студенческая жизнь – я ездил в колхоз собирать картошку, зачитывался интересными книгами, – вспоминает он. – А на танцы не ходил, предпочитал активно заниматься спортом. Эдуард Леонидович вспоминает, как в самом начале учебы на первом курсе, несмотря на старания при подготовке, на экзаменах получал не самые высокие оценки. – Я тогда очень расстроился и уже не готовился так тщательно, однако учеба пошла легче, и я всегда получал повышенную стипендию, – отмечает Матвийчук.
Михаила Реву отчитывали в партбюро
Украинский скульптор, создавший композиции "Золотой ангел" и "12-й стул", познакомился со своей супругой в Одессе за два года до поступления в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище.
– Чтобы быть вместе, мы поступили в один вуз, – поясняет зодчий. – А 25 января я с Татьяной отмечал сразу два праздника. Рева рассказывает, что всех учащихся вуза в шутку называли "Бухенвальды". Ребята очень уставали, приезжая на пары к девяти утра, а покидая училище в первом часу ночи. Добирались домой на последнем метро и спали всего несколько часов. Рева утверждает, что колоритный одесский юмор и оптимизм помогали ему учиться: – Я был единственным коммунистом на факультете. Мы изучали марксизм-ленинизм, но я к предмету никогда не готовился, поэтому на госэкзамене не вспомнил правильного ответа, спровоцировав проректора на спор. И хотя я был одним из лучших студентов, мне поставили двойку. Потом вызвали в партбюро и стали отчитывать, но в итоге я ответил, что каждый коммунист имеет свое мнение, и заслужил четверку.
Ирина Токарчук выгнала соседку
Чтобы получить специальность, актрисе Русского театра приходилось четыре раза поступать в знаменитый ГИТИС. Одно из воспоминаний о тех годах типично для многих студентов:
– Когда от родителей приходили посылки с едой, мы всегда делились друг с другом. Но были среди нас и жадины, таких ждала расплата. Под любым предлогом мы выводили человека из комнаты, находили под его кроватью чемодан с колбасой и дерибанили оттуда продукты. Многие студенты в 1980 году, во время Олимпиады, работали официантами и грузчиками в ресторанах. Конечно, после смены в общагу с пустыми руками никто не приходил – подкармливали друг друга вкуснятиной. А вот к иностранным студентам москвичи относились не очень дружелюбно.
– Они были богаче нас, им из дома присылали валюту, – вспоминает Токарчук. – Однажды ко мне в комнату подселили вьетнамку Хны, которая жарила селедку. От такого "деликатеса" в помещении стоял невыносимый запах. Однажды я не смогла выдержать, взяла сельдь за хвост и выкинула, девушка ужасно обиделась и пожаловалась педагогам. Мы ужасно поругались, и в конечном итоге ее переселили. Несмотря на это, студенческие годы научили тетю Симу готовить.
– Ездили в подмосковный колхоз собирать картошку, – отмечает артистка. – А иногда наш курс хитрил и вместо полевых работ оставался работать на кухне – там мы варили еду в больших кастрюлях. Сейчас очень помогает модульная мебель для кухни. И хотя нам запрещали таскать овощи, домой мы привозили целые мешки помидор и картошки.
Китайцы научили Кирилла Туриченко есть палочками
Популярный певец и артист признается, что не успевал в студенческие годы выполнять задания из-за работы.
– Я учился на музыкальном факультете педуниверситета и параллельно играл в спектаклях в Музкомедии, – вспоминает Кирилл. – Помню, на третьем курсе сдавал экзамен по фортепиано, но подготовиться не успел. Вышел исполнять сонату перед деканом, сыграл начало, а потом неожиданно для всех перешел на пение. Учителя были шокированы и даже не поняли, что происходит, а потом засмеялись. Экзамен все же пришлось пересдавать.
Туриченко вспоминает, как китайские друзья в вузе научили его пользоваться деревянными палочками.
– Мне поручили показать и рассказать гостям о нашем факультете, – продолжает певец. –Мы пригласили их в общежитие, где ребята решили приготовить свои национальные блюда. Они так кулинарничали на общей кухне, что некоторые студенты стали возмущаться. Тогда я предложил обменять утку по-пекински на студенческий красный борщ, и все остались довольны.
Оксана Мась варила в самоваре вареники
Художница из Одессы, чей "Алтарь наций" украшал Греческую площадь, училась в двух вузах – художественном училище им. Грекова и ОНУ им. Мечникова.
– Учеба в художке была особенной. Например, только наши студенты рисуют обнаженные тела, – уверена Оксана Мась. – Зимой топили очень плохо, и натурщики, прикрытые узкими полосками ленты, буквально дрожали от холода. Вокруг них ставили лампы со спиралями, чтобы согреть. Сами студенты кутались в несколько курток и угощались ледяными бутербродами из столовки. Докторская колбаса была такая холодная, что на зубах скрипели кусочки льда. А чтобы согреться, в самоваре варили вареники и бульон. Творческим людям тяжело даются точные науки. – Однажды наш математик в сердцах даже бросил кусок мела со словами: "Художникам нельзя преподавать математику!" – вспоминает Оксана. Дело в том, что мы могли абсолютно точно написать длинную формулу, при этом не понимая ее значения. Просто запоминали ее как рисунок.
Фото: Алексей Кравцов, архив "КП".