Как в Одессе калач стал символом Рождества

Сегодня вечером православные христиане празднуют Рождество Христово. Традиционно верующие собираются всей семьей за столом, готовят двенадцать блюд, многие идут нести вечерю крестным родителям. Главный символ праздника- рождественский калач. Многие одесситы не знают, что калач является атрибутом Рождества не во всех регионах Украины. 

Как выяснил корреспондент 048.ua, в Киеве на Рождество обычно в центре города пекли калачи, и устраивали там целое представление со старинными традициями Но в этом году из-за карантинных ограничений ничего не будет.

В Днепре и Николаеве тоже существует традиция печь или покупать калачи. Важно, чтобы они присутствовали на рождественском столе.

Во Львове пекут пампухи.

А вот в Запорожье, Мариуполе, Харькове калачей на Рождество не пекут. Там крестники носят кутью крестным, иногда с тортом и другими сладостями.

Наш корреспондент в Одессе пообщался со священником Православной церкви Украины из Храма Рождества Христова отцом Андреем чтобы узнать откуда появилась традиция печь калачи и носить вечерю своим крестным родителям. Он рассказал, что праздновать Рождество в Украине начали еще до крещения. Говорит, что в те времена люди были язычниками и они поклонялись своим богам.

“Но уже в то время украинцы одевались в белые одежды и колядовали. После принятия христианства Киевской Русью у нас пересеклись дохристианские символы и христианские. А вот традиция печь калачи была в основном на юге Украины и на Волыни. Например, на западной Украине люди приносили в дома дидух(украинское рождественское украшение, символ пожертвования лучшего зерна в земледельческих культурах, символ урожая, благополучия, богатства, бессмертного предка, зачинателя рода, духовной жизни. Появился он еще в языческие времена).

Дидух

Хозяин дома ставил дидух на середину стола и все просили у Бога, чтобы в этом году был лучше урожай, чем в прошлом. Это был символ плодородия земли и еще он символ того, что наши умершие предки приходили в этот день из загробного мира и ужинали вместе с семьей”, - поделился Отец Андрей. 

Отец Андрей рассказал, что перед святым вечером люди пекли хлеб, ведь это один из главных символов христианства и плодородия. Говорит, что в праздничный рождественский хлеб обязательно добавляли святую воду, посыпали маком и изюмом.

“А в нашем регионе пекли калачи. У нас была и есть традиция нести вечерю и калачи чтобы дети не приходили с пустыми руками к своим крестным родителям.  Мы приносим хлеб в дом и желаем чтобы в этом доме была здорова и счастлива  вся семья. Носить вечерю это не есть традицией по всей Украине. На Западной Украине не носят вечерю, там колядуют,”- рассказал священнослужитель.

Отец Андрей сказал, что калачи начали печь на Рождество примерно в 16-17 веке. Сначала в дом приносили просто хлеб. А потом с годами люди уже начали делать  калачи. Священнослужитель говорит, что, скорее всего, люди хотели приносить не простой хлеб, а праздничный, поэтому люди начали украшать его и добавлять символы. Также возможно влияние других культур и традиций.

“Косыночки на калаче символизируют колоски. Скорее всего переняли традицию с дидухом. Также хлеб и калач символизирует новорожденное дитя”, - подытожил Отец Андрей.

Как рассказала нашему журналисту филолог, доцент Светлана Фокина, что калачи были еще в языческой традиции. Еще в античные времена в Древней Греции были плодородные культы. У них хлеб символизировал плоть бога, вино его кровь, а круг это символ солнца и рождения чего- то нового, духовного. Так как античная культура легла в основу всей европейской, то славяне не стали исключением. Они переняли эти символы у греков, а когда произошло крещение, то слились две культуры- языческая и христианская. И многие традиции и культы из язычества перешли в православные традиции.

Читайте также: Что приготовить на Святвечер: 12 постных блюд

Традиции Рождества: ТОП-7 одесских колядок,- ВИДЕО