Эксперты Института массовой информации (ИМИ) провели исследование и выяснили, что только три региональных онлайн-медиа можно признать прозрачными. Наибольший бал по критерии открытости и прозрачности заработал наш сайт 048.ua.
Редакция 048.ua решила пояснить нашим читателям, что все это значит. Не для того, чтобы похвастаться, а чтобы разъяснить, для чего нужна открытость и как ее определить в любом СМИ.
Итак, представитель Института массовой информации в Одесской области Павел Колотвин, выбрал 10 самых популярных онлайн-СМИ и пять местных телеканалов. Были проанализированы вебсайты таких онлайн-СМИ: "Думская", 048, "Одеса.Онлайн", УСИ, "Одесса-медиа", "ИзбирКом", "Бессарабия Информ", "Пушкинская", "Таймер", "Одессит" - и сайты телеканалов "Думская ТВ", ТРК "КРУГ", "Первый городской канал", "7 канал", "Odesa Live".
Что выясняли?
Проанализировали наличие контактных данных, сведений об учредителях, менеджеров и главного редактора, присутствие информации об аудитории (счетчик), обнародование редакционной политики (устава) и финансовых данных. Если информация в отношении определенного пункта присутствует - СМИ получает 1 балл, если отсутствует - 0 баллов, если присутствует не в полном объеме - 0,5 балла. Максимально можно получить 7 баллов.
Почему победил 048.ua
Сайт 048.ua набрал больше всех в Одессе - 5,5 баллов. Можно сказать, что мы отличники. У нас на сайте можно найти информацию о владельцах, что достаточно редко встречается среди онлайн-медиа, и указаны необходимые контактные данные. Присутствуют также сведения о главном редакторе и аудитории сайта. Также, только на 048.ua в Одессе есть полноценный обнародованный документ с четкой редакционной политикой. Мы предлагаем читателям и коллегам ознакомиться с этим документом, чтобы лучше понимать, почему 048.ua можно доверять.
"По результатам прошлых мониторингов мы отмечали, что одесское медиа 048 - чисто коммерческий проект. В отличие от других СМИ, которые попали под мониторинг, оно не имеет политического инвестора и полностью зависит от рекламы. Именно этим можно объяснить значительную открытость этого медиа по сравнению с другими СМИ города.
Для рекламодателя должно быть удобно найти контакты для размещения рекламы и быть уверенным в существовании юридического лица, которому, возможно, будут перечислены средства за услуги. Этот пример подтверждает, что независимость и финансовая состоятельность СМИ со временем способствует увеличению прозрачности его функционирования",- написали в своем исследовании специалисты ИМИ.
Здесь стоит остановиться и пояснить читателю, что обилие надоедливой рекламы на сайте - это на самом деле очень хорошо. Это значит, что СМИ честно зарабатывает на жизнь и не зависит от олигархов и политиков. Соответственно, может честно и открыто писать о тех и других даже то, что им не нравится.
Насколько открыты другие сайты Одессы
Следует отметить, что наши коллеги, редакции сайтов "Бессарабия-информ" (5 баллов) и "ИзбирКом" (4,5 балла) также указали своих редакторов. На сайте "Думская" (3 балла) сведения о главреде можно найти только в рубрике "Блоги".
Все другие онлайн-медиа, попавшие под мониторинг, ограничились контактными данными. Иногда это была только электронная почта.
Так, только контактную информацию и ничего другого содержат издание "Таймер", "Одесса-медиа", "Одессит", "Пушкинская" (по 1 баллу). Поверхностные описания редакционной политики из нескольких предложений о главных принципах редакцией присутствуют на сайтах УСИ и "Одеса.Онлайн" (по 1,5 балла).
"В частных беседах местные журналисты онлайн-СМИ отмечают, что не готовы оставлять контактные данные для публичного доступа в интернете и даже на сайтах своих изданий. Связано это с длительным давлением со стороны "троллей", которые время от времени активизируются в одесском информпространстве. Эти нападки обычно нацелены на представителей региональных медиа в соцсетях, поэтому мало кто готов оставлять номера своих телефонов и переводить эту психологическую агрессию из сети в реальную жизнь. Прежде всего это касается редакторов самых известных и мощных изданий, имеющих реальное влияние на политическую повестку", - написано в исследовании.
На самом деле, если ты не готов оставлять свои контакты, то не стоит становиться журналистом. Когда ты в центре событий и работаешь честно, то так или иначе можешь стать для кого-то мишенью. Для этого есть закон, который защищает журналиста и возможность обнародовать любые противоправные действия. Но это уже другая тема, вернемся к прозрачности.
Согласно украинскому законодательству, незарегистрированные электронные медиа находятся вне правового поля, несоблюдение же вышеупомянутых норм прозрачности не влекут никаких санкций со стороны государственных органов. Некоторые одесские онлайн-СМИ зарегистрированы как информационные агентства, руководствуются другим законодательством но, как и традиционные медиа, должны обнародовать владельцев.
В Одессе не обнаружены прозрачные телеканалы
С телевидением в Одессе все гораздо хуже. Несмотря на то, что их очень много, все они абсолютно закрытые и не прозрачные для зрителей. Таков вывод специалистов Института массовой информации.
Еще в 2016 году Верховная Рада Украины приняла за основу и в целом законопроект №1831 "Об обеспечении прозрачности собственности средств массовой информации, а также реализации принципов государственной политики в сфере телевидения и радиовещания". Согласно новым нормам, к 1 апреля 2016 все телеканалы страны должны были подать в Нацсовет информацию о медиасобственниках телерадиоорганизаций и опубликовать эту информацию у себя на сайте.
Большинство центральных телеканалов необходимую информацию опубликовала, однако в Одесской области соответствующую норму выполнили не все. Так, в Одессе и области зарегистрировано более 20 телеканалов. Сейчас в эфир постоянно выходят только около десяти из них. В этот мониторинг попала половина из них.
Следует отметить, что у этих телеканалов есть свои сайты, присутствует архив видеосюжетов и программ, некоторые из них предоставляют возможность смотреть онлайн-трансляцию. Однако только два медиа, ТРК КРУГ и 7 канал, опубликовали информацию о своих владельцах. Другие телеканалы проигнорировали это требование.
Стоит отметить, что во время подобного мониторинга в 2016 году такая информация содержалась на сайте Первого городского канала, однако пока эти данные отсутствуют. Упомянутые три телеканала получили от 2 до 3 баллов в соответствии с методологией, что соответствует оценке "непрозрачные" СМИ.
"Законодатель, принимая закон, не указал, как эта информация должна быть опубликована на сайте и в каком разделе. Поэтому одесские телеканалы, которые опубликовали информацию о своих владельцах, сделали это очень тайным способом. Информация о владельцах обычно расположена в самом низу страницы и прописана наименьшим шрифтом. Однако она присутствует", - пояснил Колотвин.
В отличие от других телеканалов, на сайте Первого городского (3 балла) есть информация о директоре СМИ, главного редактора и журналистов. Только ТРК КРУГ (3 балла) имеет информацию о своей аудитории.
Закрытым телеканалом во время мониторинга признали "Думскую ТВ" и запущенную в сентябре прошлого года Odesa Live. Эти медиа указали только контактные данные и получили по одному баллу и соответствующую оценку - "абсолютно непрозрачные".
В этих медиа отсутствует информация о собственнике и руководстве, главном редакторе, аудитории, финансовом положении и редакционной политике. Напомним, Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания может отказать в лицензировании медиа, если структура его собственности непрозрачна и существуют нарушения при публикации этой информации на сайте.
Поэтому руководству таких телеканалов, как "Думская ТВ", Первый городской и Odesa Live и другим стоит опубликовать всю необходимую информацию и стать более прозрачными.
В итоге, я главный редактор 048.ua Юлия Священко, хочу вам, нашим читателям, признаться, что сайту 048.ua нечего скрывать, но есть над чем работать. Мы готовы становиться лучше вместе с вами.
Тел.: +38 0983210090
E-mail: info@048.ua
E-mail редакции: news@048.ua