Воронцовский маяк- это визитная карточка нашего города. Но появился белый красавец не с первого раза. Журналист 048 узнавал историю одного из главных символов Одессы.
Первый маяк построили из крепкого песчаника рядом с крепостью Ени-Дунья в 1770-1780 гг. Он был разрушен во времена русско-турецкой войны 1787-1791 гг.
Второй маяк стал необходимостью так как начало расти количество судозаходов. Строительство начали в 1815 году при генерал-губернаторе Томасе Кобле. Закончили возведение маяка при графе Воронцове в 6 декабря 1827 году, поэтому одесситы начали называть его Воронцовским. Однако он был не на том месте, где мы привыкли его видеть, а на мысе Большого Фонтана рядом с Успенским мужским монастырем. На тот момент, это было одно из самых современных сооружений на Северном Причерноморье. Маяк был оснащен двумя паровыми, двумя электрическими машинами и еще паровой сиреной. Высота его составляла 61 метр. В скором времени, маяк был перенесен вглубь суши из-за оползней, которые подступали к нему. Этот маяк назывался Одесский, он был демонтирован и перевезен в Крым в 1898 году. Так что не стоит его путать с Воронцовским маяком, который сейчас работает в Одесском порту.
Однако реальность была такая, что один маяк не справлялся с работой и нужен был ориентир непосредственно при входе в порт. Поэтому на оконечности Военного мола был водружен Ришельевский маяк.
В 1845 году по инициативе адмирала Черноморского флота Михаила Лазарева на карантинном молу был установлен маяк. Он был 26 метров в длину, но стоял он менее 10 лет. Во время Крымской войны в 1854 года, в него попала зажигательная ракета при обстреле города англо-французской эскадрой.Его восстановили в мае 1859 году. Но он был несовершенным и поэтому его нужно было заменить. Таким образом на Карантинном молу началась история плеяды Воронцовских маяков.
В 1863 году 8 ноября на карантинном молу сооружают и открывают новый маяк, уже чугунный и для его постройки впервые в Одессе были применены тюбинги. На маячной башне, был специальный фонарь. Дата была приурочена к открытию памятника М. Воронцову на Соборной площади, откуда и появилось название Воронцовский. Маяк был полностью электрическим и на тот момент, он был четвертый в мире электрический маяк.
На маяке существовала маячная служба, которая следила, чтобы маячный огонь зажигался с заходом солнца и ярко горел до восхода. Работа у служителей была сложной и опасной, проход по Карантинному молу во время шторма был затруднен. За всю историю погибли два служителя, которые были смыты в бушующее море.
Писатели, поэты и фотографы превратили Воронцовский маяк в символ Одессы, можно сказать, что он стал визитной карточкой нашего города.
Писатель Александр Куприн написал про маяк в своем рассказе “Гамбринус”.
“Часто в порт заходили трехмачтовые итальянские шхуны со своими правильными этажами парусов — чистых, белых и упругих, как груди молодых женщин; показываясь из-за маяка, эти стройные корабли представлялись чудесными белыми видениями, плывущими не по воде, а по воздуху, выше горизонта”.
Писатель Валентин Катаев написал в повести «Белеет парус одинокий», как пароход входил в порт.
“...очень близко огибая толстую башню, в сущности, не очень большого маяка с колоколом и лестницей”.
Поэт и журналист Вера Инбер видела маяк с балкона в юношестве, с балкона гимназии. Потом она описала свои впечатления в рассказе “Смерть луны”.
“...маяк был виден, как тонкая свеча, потушенная на рассвете”.
Маяк уничтожили 15 сентября 1941 года во время Второй мировой войны. Немецко-румынские войска подошли в конце лета к Одессе, и маяк служил ориентиром во время артобстрелов и бомбардировок. Поэтому Одесскому командованию пришлось уничтожить маяк. Карантинный мол был сильно поврежден во время войны и был восстановлен уже в 1953 году.
В 1954 году на его оконечности был установлен новый Воронцовский маяк высотой 26 метров, с белой башней и красным фонарным сооружением, который служит до сих пор. Свет маяка виден за 15 миль. Маяк способен бесперебойно работать на генераторах четверо суток. До настоящего времени были несколько аварий рядом с маяком, зимой 1993 года, маяк и мол были повреждены выходящим из порта израильским сухогрузом ”Зим Антверпен”. А зимой 1998 года теплоход ”Зим-Одесса-1” повредил Карантинный мол и кабель, который питает маяк.
С 2011 года маяк могут посетить и обычные туристы. С мая по сентябрь в выходные дни проводятся экскурсия под названием “Тропой маячника”.
Участника проходят по рейдовому молу 680 метров и видят маяк вблизи. Внутрь никого не пускают, так как это режимный объект. Стоит такая экскурсия 240 гривен и длится полтора часа.
Все материалы по истории Одессы по ссылке .
Читайте также: Одесская область стала самым популярным туристическим направлением