Две сотни лет назад подавляющее большинство населения Восточной Европы носили домотканные льняные рубахи и лапти. Мировыми центрами моды были Франция и Англия. Но одесситки не уступали парижанкам. Мода в Одессе пустила корни вместе с основанием самого города. Благодаря порто-франко в ХIХ веке одесские светские львицы щеголяли в шелке и бархате, носили модные корсеты и чулки.
Попытаемся воспроизвести картину того времени в Одессе. Только зарождалось электричество, еще не было радио и автомобилей. Не было даже швейных машинок, они появились только во второй половине ХIХ века и были огромной редкостью. В 1810 году был построен Оперный театр, вернее его первая версия. И конечно же были балы, на которых порхали дамы и кавалеры в модных нарядах.
Итак, в 1803 году император Александр I назначил Ришелье градоначальником Одессы. Имея значительные административные способности Ришелье активно включился в руководство городским строительством.
В эти годы в Одессе было заложено множество улиц, в 50 футов шириной каждая; разбиты сады; возведены культовые учреждения: собор, старообрядческая часовня, католическая церковь, синагога, были открыты две больницы, театр, построены казармы, рынок, создан водоём для пресной воды, открыты учебные заведения: благородный воспитательный институт (впоследствии преобразованный в лицей, получивший название «Ришельевский»), коммерческая гимназия, шесть низших учебных заведений; «редут с кофейным заведеньем» и «променная контора».
В то время для одесских дам предметы роскоши были доступнее, чем для других жителей Российской империи. Из Санкт-Петербурга приезжали за модными тканями и духами. Ведь благодаря усилиям герцога де Ришелье в Южной Пальмире с 1819-го по 1859-й действовало порто-франко — отмена пошлины на привозные товары. Режим беспошлинной торговли практически превратил город в международный торговый центр. Негоцианты, торговавшие с империей, везли свои товары в Одессу и продавали их здесь без пошлины. Вместе с ними город наводнили модистки из Парижа.
В 1823 г. граф Михаил Семенович Воронцов был назначен генерал-губернатором Новороссийского края и полномочным наместником Бессарабии. Свою резиденцию граф разместил в Одессе. Одесса в период правления М. С. Воронцова пережила период величайшего подъёма, стала подлинным культурным научным и просветительским центром. Введенный ранее режим порто-франко дал толчок развитию порта, а следовательно торговле. Одесса стала одним из основных перевалочных торговых пунктов Средиземноморской и Черноморской торговли.
Елизавета Воронцова — одна из первых красавиц Одессы. Портрет П.Ф. Соколова
Самые шикарные туалеты дамы эпохи Воронцова покупали в бутиках на Дерибасовской, Екатерининской и Ланжероновской улицах, а также на площадях Театральной и Екатерининской, — пишут одесситы тех лет. Здесь размещались магазины с самыми последними моделями, которые доставляли прямиком из Парижа и Лондона.
"Пале-Рояль". Фото из архивов Одесского историко-краеведческого музея
В элитном торговом центре на Театральной площади — "Пале-Рояль" — продавали "шелковые материи, черный и цветной бархат, французские шали, полотна, столовое белье (скатерти, салфетки и т. п.), перья, мадаполам, кембрик, нансук, шике, жаконет, кисея, шерстяные материи, попелин, альпаг, модные шелковые материи, бареж, батист, полотняные и батистовые платки, чулки, носки, галстуки, мужские и дамские рубахи, ковры, мебельные материи, занавеси, одеяла шерстяные и пикейные, драдедам и кастор; здесь же большой выбор готовых дамских нарядов".
На Дерибасовской работали сразу три магазина "Парижские моды". А на Ришельевской в салоне мадам Лобади несколько раз в год можно было услышать о парижской моде из первых уст, хозяйка приглашала с этой целью модисток из самой столицы Франции.
На бал. Одеть одно и то же платье в свет более 4-х раз — моветон. Фото English Fashions for may 1831
Дамы и кавалеры старательно подбирали наряды для походов на балы и маскераты (так называли маскарады). Кавалеры являлись преимущественно во фраках, а дамы — в бальных платьях. Причем даже в самом шикарном платье, согласно действующему в те времена этикету, дама могла явиться в свет не более 3—4 раз.
Ришелье устраивал балы с "живыми шахматными фигурами". Только в зимние праздники в честь начала 1824 г. в Одессе состоялись 5 вечеринок: у Воронцовых, Ланжерона и благотворительный маскерат в театре. Особое внимание уделяли декорациям приемов.
Например, когда в 1837-м в Бирже гуляли на балу в свою честь государь Николай Павлович и императрица Александра Федоровна, "будуаръ Императрицы былъ украшенъ турецкими шалями, — описывает в книге "Старая Одесса" Александр ДеРибас. — Все колонны были покрыты позолоченнымъ трельяжемъ, по которому вились живыя виноградныя лозы съ гроздями винограда всехъ местныхъ сортовъ". На балах госпожи Маразли и госпожи Папудовой танцевали по несколько сот человек, а однажды — 580 гостей.
Пышно гуляли в домах Скаржинского, графа Лидерса, графа Толстого, где "гремели оркестры и было разливанное море шампанского". Но больше всего одесситам полюбились костюмированные балы — "маскераты и увеселительные вечеринки", — на которые дамы и кавалеры являлись в нарядах стоимостью по несколько тысяч рублей каждый.
Будуар дамы XIX века — реконструкция. Фото из архивов одесского историко-краеведческого музея
На паркете можно было встретить турка в золоте, наложницу гарема, русских бояр, "Солнце", "Полумесяц", "Ночь", "Лесного беса", "Моряка". На одном из балов появился костюм "Воздух" — до того прозрачный, что многие дамы сразу покинули бал. Зато целый рой мужчин окружил почти нагую барышню, пишут современники.
В XIX веке в моде были замысловатые прически с перьями, искусно переплетенные косы на старогреческий и римский мотивы, а на балах или в театрах дамы щеголяли в тюрбанах.
Как писал журнал "Московский телеграф", в 20—30-е годы позапрошлого века тюрбаны были разных форм, с перьями, живыми цветами и украшениями. Причем, одесситки пытались в прическах перещеголять друг друга, а не скопировать. Так, "если одна из первых красавиц того времени княжна Нарышкина делала себе прическу а-ля Шарлотта Кордэ, то дурным тоном было появиться в свет в такой же", писали современники модниц.
В погоне за красотой одесситки вплетали в кудри корабли, букеты, гнезда и птиц из перьев и драгоценных камней. К концу XIX века пришла мода и на короткие прически а-ля титус, причем не только у мужчин, но и у женщин. В память о казненных французских революционерах кавалеры выбривали на затылке волосы, а дамы коротко подстригали пряди.
В годы порто-франко все заграничные товары горожане покупали без пошлины, предметы роскоши стоили очень дешево. А пошлину на товары платили только при выезде из Одессы, поэтому многие пытались обхитрить таможенников, переправляя из города модные кружева и драгоценные украшения.
Как писала местная пресса, контрабандой на сухопутных таможнях нередко занимались женщины. Так, некая дама спрятала под пышным платьем настенные часы, которые при осмотре начали бить и выдали ее. Нередко барышни обматывались под платьем кружевами. Поймав несколько таких дам, местный надзиратель принялся ощупывать всех упитанных девушек, допрашивая: "А що ciє у вас натуральне чи фальшивее?".
А однажды предприимчивый одессит перевез контрабанды на 10 тыс. рублей... на спор с губернатором Новороссийского края. Как описал в книге "Замечательные чудаки и оригиналы" Михаил Пыляев, некий помещик Т. заявил графу Воронцову: "Нет ничего легче, как провести таможенных". И поспорил на стоимость своего имения (50 тыс. руб.) против губернаторских 100 тыс. руб., что провезет кружева и бриллианты на 10 тыс. руб. В назначенный день Воронцов прибыл на таможню, к которой подъехал на коляске и помещик Т. Как только ни досматривали таможенники спорщика: раздели до белья, и белье осмотрели, разрубили экипаж на куски, ощупали лошадей, но ничего не нашли.
Тогда помещик подозвал к себе белого пуделя, бежавшего за его экипажем, а во время обыска дремавшего у стола управляющего таможней, и ножницами распорол собачонку вдоль спины. Под пуделиной шкурой оказались… дорогие кружева, блонды и бриллианты, обмотанные вокруг тельца дворняжки. Помещик просто вымазал ей голову, лапы и хвост белой краской, а затем вырядил в "пуделя".
Массивные браслеты носили поверх перчаток на балы. Фото из Архивов ювелирных экспозиций музеев мира
Украшения в XIX веке указывали на статус и сердечные истории своих обладательниц. В 30-е гг. ювелиры мастерски чеканили на брошках и браслетах растения из цветного золота с цветными камнями, а также подвески в виде миниатюрных готических скульптур. Тогда же в моду вошли сердце, якорь и крест (символы любви, преданности и веры соответственно).
Из этого набора символов ювелиры по заказу дам выстраивали засекреченные послания. А в 1840-х пошла мода на браслеты-змеи, обвивающие руки. Носили крупные браслеты из золота и серебра с драгоценными камнями и камеями. Их надевали поверх перчаток на балы и в театр. В журнале "Современник" И. Панаев пишет: "Эти браслеты так массивны, так огромны, что их можно легко рассмотреть из партера театра". Правда, носили их не только на руках. В журнале "Модный свет" за 1892 г. модницам советуют вплетать такие украшения в прически "греческий узел".
Практически весь век из дамской моды не выходили парные браслеты, особенно популярны были так называемые "эсклаважи" (с фанцузского — "рабство") или "сердечная неволя", которые представляли собой два кольца — на запястье и у кисти, скрепленные цепью с маленьким замочком в форме сердца.
"Эти браслеты вывозят из Одессы; они бывают железные и золотые", писал "Московский телеграф". Очень модны в то время были браслеты-медальоны с портретами, которые носили на левой руке и именовали "сантимент". Также в XIX веке дамы носили броши на корсаже.
В 70-х на каждом украшении обязательно фигурировала звезда, затем в моду вошли жемчуга и насекомые. В конце века прочно укрепились и бриллианты. Для светской дамы появиться в платье с декольте и без бриллианта считалось недопустимым, но этикет разрешал и бижутерию.
"Поддельные бриллианты (стразы. — Авт.) должны носить такие дамы, которые по своему положению могут быть в настоящих и имеют туалет и обстановку, подходящую к алмазам", писали законодатели этикета в "Сборнике советов для дам, как одеваться со вкусом". В этом же сборнике называли безвкусным украшать себя бриллиантами в "домашнем или для прогулки туалете".
В ХIХ веке одесские красотки старались одеваться, как парижанки. В начале века кавалеры носили фраки с высокими цилиндрами, а дамы — облегающие платья с круглым декольте, завышенной талией, пышными рукавами и юбками до пола. Уже в 20-х гг. линия талии вернулась на законное место, а юбка перестала прикрывать щиколотки. В 30-х гг. юбка становится шире, а широкие рукава сужаются к кисти. Для пущей пышности дамы носили накрахмаленные нижние юбки. На несколько десятилетий в гардеробе дам прочно укрепились шляпки с широкими полями, украшенные бантами, лентами и цветами.
В 40-е годы лиф укрепляли китовым усом, V-образный вырез украшали широким воротником, частично прикрывающем рукава. Юбки снова опустились до пола. В 50-е годы юбки нарядных платьев становились все пышнее, ярче и со все более искусной отделкой: оборками с кружевами и розетками. Лифы становились все более затянутыми, а рукава — широкими. В 60-х шляпки теснят чепцы с отделкой из кружев или цветочными мотивами. Кокетки носят платья, которые приоткрывают нижнюю юбку.
В 70-х дамы обнажают плечи в модном по тем временам овальном вырезе "полонез" бальных платьев, нижнюю и верхнюю юбки украшают воланами и подбирают с боков, а рукава-фонарики обрамляют кружевами и лентами. В то же время юбки нарядов для прогулок становятся уже.
К концу века вырезы платьев приобретают четырехугольную форму и кружевные воротники, верхние юбки присобирают сзади. Затем в моду вошли рукава "баранья нога", названные так из-за формы: от плеча до локтя они шли широко, и от локтя резко сужались, обхватывая руку. К началу XX века барышни почти забыли об оборках, воланах и каскадах кружев. В моду вошли изящные силуэты, несколько расклешенные юбки до пола с небольшой оборкой по низу или же со вставками.
За всеми этими новинками одесситки следили пристально. И даже старались диктовать свои условия мировым брендам. Так, одесситка Мария Озерская постоянно участвовала в модных европейских вернисажах и получила за свои наряды ряд дипломов.
Фото из архивов одесского историко-краеведческого музея
Модницы того времени предпочитали индпошив. С придыханием одесситки произносили имена местных портных: Лангле, Тамбюте, Мишель, Верель, которые с успехом обходили парижских кутюрье. Королевой этого мира по праву можно назвать модистку Томазини. По воспоминаниям современников, легендарная швея создавала такие туалеты, что к ней в очередь становились светские львицы Санкт-Петербурга, а местные дамы целовали ручку.
Томазини одевала своих фавориток с таким вкусом, что они тотчас отличались от других, уверяют современники. Г-жа Томазини перебралась в Париж и зажила роскошно, в собственном отеле, с ливрейным швейцаром.
В Одессе ей унаследовали г-жа Пьетерс и Леонтина. Одновременно с Томазини славился своими материями и модами магазин Марии Ивановны Страц. В числе лучших парикмахеров-куаферов считался долгое время Трините, передавший свою торговлю Лавиньоту.