В свое время Военный спуск играл важнейшую роль в развитии Одессы - он вел в порт. Кроме того, спуск также запомнился одесситам количеством своих названий. Чем еще интересно это место - узнавал журналист 048.ua.
То, что мы сейчас называем историческим центром Одессы, было поделено на две большие балки: Карантинную и Военную. Последняя отделяла южную часть Одессы, где располагались различные государственные учреждения, биржа, от северной, где были военные казармы. Благодаря этим казармам балка и получила своё название.
Началом Военной балки считалась Греческая площадь и тянулась она к порту. Стороны балки соединялись несколькими мостами. Старейший из них — на месте пересечения с переулком Маяковского и началом Гаванной улицы не сохранился, другой — по улице Дерибасовской, третий, самый известный — Сабанеев мост.
По дну балки проложили дорогу, ведущую в порт. Спуск являлся самым важным транспортным маршрутом, поэтому в 1821 году стал первой замощенной улицей города.
В 1830 году эта дорога получила название Портовый спуск. А уже в 1849 году спуск стал Военным. Но на этом переименования не закончились. В 1842 и в 1866 годах используется название Гаванский спуск, ведь он вел к гавани. В 1856 году спуск становится Сабанеевым. Существовал даже вариант Сабанский спуск (указывается в 1861 и 1875), возможно, в результате путаницы с Сабанским переулком. С 1867 года спуск стал частью Гаванной улицы, так что последняя вела к самому порту. Расположение напротив спуска Военной гавани порта дало повод для возникновения названия Военно-гаванский спуск (1870), после этого встречались названия Воронцовский спуск и Казенный спуск.
В советское время спуск также подвергся переименованию. Дорогу назвали в честь полярного летчика Василия Молокова. Но в 1959 году решили, что лучшим наименованием станет спуск имени Жанны Лябурб. А в 1955 году спуску вновь возвращают старое название - Военный.
Местоположение спуска определило его назначение. Военный спуск как бы прислуживал порту, выполнял его разнообразные заказы, удовлетворял всевозможные потребности. Здесь располагались представительства соответствующих заводов и обществ, мастерские всех морских профилей, специализированные склады. На Военном спуске также находились конторы корабельных маклеров, магазины дешевой одежды для мореходов, грузчиков, мастеровых, пивные лавки и закусочные. Ну, и конечно, здесь было достаточно много борделей.
К концу 19 века Военный спуск был полностью застроен. Правда, его нечетная сторона вмещала лишь семь домов, а четная – десять. Жили на Военном спуске известные в Одессе личности: Воронцовы, Тюнеевы, Маврокордато, Шульц, Ковалевские, Толстые и т.д.
Вид из приусадебного участка имения графа Толстого на Военный спуск, 1910 год
Интересно, что по Военному спуску когда-то ходил пароконный трамвай. Его маршрут пролегал от угла улиц Успенской и Ремесленной по улицам Ремесленной, Еврейской, Польской, Польскому спуску, Приморской до Военного спуска и отсюда двумя разветвленными линиями: одним по Военному спуску, Гаванной улице до соединения с линией «Ришельевская – Херсонская» и другим по Приморской улице.
Укладка трамвайной линии на Военном спуске
О Военном спуске знали и за пределами Одессы, а именно благодаря дворику №6, который по праву занимает одно из центральных мест в истории кинематографа города. Кадры, снятые в этом дворике, можно увидеть в фильмах «Белеет парус одинокий», «Золотой теленок», «Корона Российской империи», «Дежа вю».
Читайте также: Старая Одесса: 10 фотографий, которые вернут в прошлое, - ФОТО