В Одесской области прессуют следователя милиции

В нашем обществе обычный гражданин беззащитен перед законом, кем бы он ни был. Если у вас нет надежной «крыши», то вы в любой момент рискуете угодить в «правовую петлю», за которой – утрата чести, работы, а нередко и тюремные нары.

В этом убедилась майор милиции, старший следователь СО Измаильского горотдела ГУМВД в Одесской области Оксана Романенко.

Оксана Романенко – далеко не рядовой сотрудник. За ее плечами более 12 с половиной лет безупречной службы в правоохранительных органах и 33 поощрения за раскрытие преступлений (в том числе разбоев и грабежей). Старший следователь и в страшном сне не могла представить, что найдутся люди, которые попытаются приравнять ее к преступникам, затеяв «грязное дело». Но так произошло.

Избили и ограбили

19.07.2010 г. находясь в отпуске, Оксана Романенко вместе со своим мужем Юрием зашла в бар «Гелакси» г. Измаила. Возле него у них возникла ссора с посетителями этого заведения. В суть конфликта вдаваться не станем. Отметим лишь то, что одним из факторов, вызвавших агрессию, стало упоминание Оксаны о том, что она сотрудник милиции. После таких слов нашлось немало желающих проучить «много позволяющего себе мента», пусть даже и в образе миловидной женщины.

Судя по записи камеры наблюдения, сбитую на землю «милиционершу» били 8 человек. Результатом стала закрытая черепно­мозговая травма в виде сотрясения головного мозга, отбитая почка, контузия глазного яблока, 38 кровоподтеков туловища и конечностей и 6 ссадин обеих рук. Месили Оксану с таким «упоением», что она потом полтора месяца лежала под капельницей. В качестве «трофея» нападавшие прихватили с собой ее золотую цепь с кулоном, а также золотые сережки.

Избиение милиционера, да еще следователя – дело неслыханное. 19.07.2010 г. Оксана Романенко зарегистрировала в Измаильской межрайонной прокуратуре заявление о своем избиении и грабеже, где просила привлечь виновных к уголовной ответственности. С тех пор прошло почти три года, но никакого решения по этому поводу прокуратурой не принято, хотя все участники избиения известны. Есть и запись камеры наблюдения, способная пролить свет на ход событий, но она до сих пор по­настоящему не изучена.

Похищенные цепь с кулоном владелице вернули в прокуратуре только спустя пять месяцев после многочисленных требований О. Романенко. Хотя уже через неделю их принес в милицию участник избиения Оксаны Олег Гайдарлы. Говорит, что будто бы их нашел. Однако на видеозаписи видно, как после нанесения ей ударов он наклоняется к лежавшей на земле Оксане, плюс оставшийся у нее след от сорванной цепочки. Но эти факты почему­то прошли мимо внимания прокурорских. Что же касается золотых сережек, то в отношении их поиска даже не оформлено поручение.

Да что там говорить, если к этому времени действия старшего следователя Измаильской межрайонной прокуратуры Владимира Мерданского (ныне он заместитель Измаильского межрайонного прокурора), вышли за рамки законодательства Украины. Это произошло следующим образом.

Два противоположных решения

Пока Оксана находилась в больнице, противная сторона решила опередить события и подала на нее заявление с просьбой привлечь к уголовной ответственности за хулиганство. Сначала в ходе проведенной доследственной проверки старшим следователем В. Мерданским было установлено, что в действиях О. Романенко отсутствует состав преступления. Соответствующее «отказное» постановление было вынесено 29.07.2010 г., однако потом в дело вмешался заместитель межрайонного прокурора Измаильской межрайонной прокуратуры Алексей Жолобчук (ныне он прокурор Килийского района), который своим постановлением от 19.08.2010 г. отменил его как «принятое преждевременно и по материалам неполной проверки». О вероятной причине таких действий мы расскажем ниже.

А как же с заявлением самой О. Романенко, просившей привлечь к ответственности виновников ее жестокого избиения и похитивших вещи?

На принятие решения в таких случаях законом отводится десять дней. Ответа по этому поводу не было, и тогда Оксана Романенко направила жалобу прокурору Одесской области на действия В. Мерданского и А. Жолобчука. Оттуда документ переправили последнему для дачи ответа, что вызвало возмущение местных прокурорских начальников. В итоге В. Мерданский тут же изменил свою позицию на противоположную: 26.08.2010 г. без дополнительной проверки фактов он вынес постановление о возбуждении уголовного дела в отношении О. Романенко.

Обвинительный уклон

Сам этот документ выполнен с обвинительным уклоном. В нем, в частности, говорится, что О. Романенко «занимая должность работника правоохранительного органа – старшего следователя Измаильского ГО ГУМВД, будучи в состоянии алкогольного опьянения, совершила уголовное преступление». Во-­первых, В. Мерданский не мог не знать, что в тот день Оксана Александровна находилась в отпуске (сам же написал об этом в первом, «отказном» постановлении). А, во-­вторых, никаких подтверждающих опьянение О. Романенко в природе не существует. Наоборот, судя по справке, выданной ей 09.09.2010 г., женщина была трезвой. Таким образом складывается впечатление, что главной целью старшего следователя было привлечь невинного человека к уголовной ответственности.

Что толкнуло В. Мерданского на такой шаг? Выскажу свое мнение. До этого ЧП у Оксаны Романенко сложились непростые отношение с Алексеем Жолобчуком на служебном фронте, так что оба, мягко говоря, недолюбливали друг друга. Видимо А. Жолобчук решил воспользоваться ситуацией, чтобы проучить старшего следователя милиции. Ну а В. Мерданский, вероятно, просто выполнил команду начальника, так как субординацию в прокуратуре никто не отменял.

«Прессовали по полной»

Теперь уже прокурорские «прессовали по полной» строптивую О. Романенко. Чтобы окончательно решить судьбу попавшего в беду майора милиции, В. Мерданский, разглашая тайну следствия, незаконно снял копии пояснений с материалов уголовного дела и без официального запроса передал их в Измаильский ГО ГУМВД. Тем самым он нарушил закон, запрещающий разглашать данные досудебного следствия или дознания. Получив эти документы, в горотделе милиции решили: зачем, дескать, проводить полноценное служебное расследование, когда с «пьяницей и хулиганом О. Романенко и так все ясно». Они молча «взяли под козырек» и на основании полученных от В. Мерданского копий сделали вывод (здесь постарался капитан милиции Владимир Басов, причем это произошло уже на второй день после возбуждения относительно нее уголовного дела). Без надлежащей проверки действия О. Романенко были квалифицированы как дискредитирующие звание украинского милиционера, и опытный старший следователь – уволена из МВД.

«В роли жертвы»

Ну а как же результаты избиения и данные видеонаблюдения, вероятно, спросите вы? 03.09.2010 г. В. Мерданский получил заявление­ходатайство О. Романенко об истребовании двух ее историй болезни №№ 3531 и 3950 для их отправки на экспертизу. 09.09.2010 г. старший следователь сообщил, что вся документация туда уже направлена, но это не соответствовало действительности. Такие же недостоверные сведения он внес вторично 25.11.10 в постановлении о назначении судебно­медицинской экспертизы, хотя история болезни № 3950 была истребована из больницы только 26.01.2011 г., то есть спустя почти полгода после происшествия.

Что же касается данных видеонаблюдения, то на запрос О. Романенко с просьбой просмотреть их в ее присутствии, до сих пор нет ответа. Зато с этими записями давно уже ознакомлены все лица, избивавшие Романенко и их свидетели, чем опять разглашена тайна следствия: они получили возможность договориться и выбрать удобную тактику для защиты. Что же касается О. Романенко, то ей вероятно уготовлена роль жертвы.

Трижды отменено судами

В этой ситуации Оксане Романенко пришлось обратиться к служителям Фемиды. 21.09.2010 г. Измаильский горрайонный суд Одесской области отменил постановление от 26.08.2010 г. о возбуждении в отношении нее уголовного дела. Это решение подтвердил и Апелляционный суд Одесской области. Но что Измаильской межрайонной прокуратуре решение каких­то судов! 21.11.2010 г. история повторилась: старший следователь В. Мерданский снова вынес постановление о возбуждении уголовного дела фактически в отношении Романенко. И опять оно было отменено судами как незаконное.

После этого Оксана Романенко пришла на прием к Измаильскому прокурору Э. Дзебко и попросила истребовать материалы у В. Мерданского и направить их в прокуратуру Одесской области для принятия объективного решения. Вместо это прокурор Э. Дзебко вынес постановление аналогичное тому, что появилось... 21.11.2010 г., и было отменено судами. Причем решение уже вступило в силу (расследование вновь поручили В. Мерданскому). 14.01.2013 это постановление снова было отменено Измаильским горрайонным судом, решение которого оставлено в силе Апелляционным судом Одесской области 04.03.2013 г. Суды в очередной раз подтвердили невиновность Романенко и незаконность действий прокуратуры, у которой видимо своя, «особая» правда.

Атаки продолжаются

Атаки на О. Романенко продолжаются. С подачи прокуратуры в настоящее время (уже милицией) открыто уголовное производство фактически относительно Романенко. В этой обстановке остается надеяться на вмешательство и помощь нового в регионе человека – прокурора Одесской области Вячеслава Трунова. Хочется верить, что он не станет поддерживать людей, организовавших явную травлю Оксаны Романенко, а распорядится занести в ЕРДР и расследовать действия избивших и ограбивших ее людей, а также неоднократно преступившего закон В. Мерданского и его коллег. А главное – обеспечит объективное расследование этого дела за пределами Измаильской межрайонной прокуратуры.