Хроника украинской революции (ФОТО)

Украина пережила самые драматичные времена за всю историю независимости. Полтора месяца прошло с момента расстрела более сотни манифестантов в Киеве. Центральные улицы города по-прежнему устланы свежими цветами и лампадами. За полтора месяца не успели похоронить всех погибших – тело последнего неопознанного активиста предадут земле сегодня. Многое изменилось с тех пор: незыблемый, казалось бы, режим Януковича рухнул, а Украина подписала ассоциацию с ЕС – тот документ, с которого началось это масштабное противостояние. Сегодня можно без преувеличения утверждать – Революция Достоинства, как ее окрестили в СМИ, займет достойное место на страницах учебников современной истории Украины.

Евромайдан. Фотохроника событий

В ответ на решение правительства Азарова прекратить подготовку к подписанию Ассоциации с Европейским союзом, 21 ноября 2013 года в центре Киева начались первые акции протеста. После нескольких «маршей Европы», в которых приняли участие до 100 000 человек, выступавших за интеграцию с ЕС, под стелой Независимости на Крещатике вырос небольшой палаточный городок и сцена. Вероятно, по аналогии с событиями 2004 года протест назвали Евромайданом. Нельзя сказать, что протест был массовым (особенно по сравнению с последующими событиями) – идеи евроинтеграции не могли так сплотить общество, как ненависть к действующей власти. Основной контингент Евромайдана: студенты – наиболее динамичная и новаторская часть населения.

Здесь впервые начинают звучать и национальные идеи. В тоже время, лидеры Евромайдана очень боялись и неоднократно заявляли, что оценку действиям власти дадут выборы. Позже за вялый и нерешительный подход к протесту эти выступления в шутку прозвали «Танцевальный Майдан».

То, что выступления студентов – это затишье перед бурей, стало понятно накануне саммита «Восточного партнерства», на котором делегация Януковича должна была подписать или отказаться от подписания ассоциации с ЕС. Результат был предсказуем и, как выяснилось позже, фатален для власти.

Первое напряжение и стычки с милицией произошли 29 ноября (в день неподписания СА). После прогнозируемого отказа Януковича в Вильнюсе, на Майдан Независимости начали стекаться люди. На руку протестующим сыграл и тот факт, что это была пятница – впереди выходные. Примерно в 16-00 звуки концерта прервал голос ведущего, который обратил внимание митингующих на колонну «Беркута», сбегающего по ступеням с холма Октябрьского дворца (параллельно улице Институтской).

Спецназовцы перекрыли Крещатик и взялись блокировать оппозиционный микроавтобус со звуковой аппаратурой под стенами Дома профсоюзов. Технику сопровождали нардепы Арсен Аваков (теперь министр МВД), Людмила Денисова (теперь министр Соцполитики) и Андрей Парубий (теперь секретарь СНБО).

На помощь к «Беркуту» подоспели несколько отрядов спецназа Внутренних войск. Всего на площади насчитывалось около 2000 правоохранителей. Ситуация накалялась, однако в один момент подразделения МВД бегом покинули Крещатик.

Концерт продолжился выступлением оппозиционной троицы: Арсения Яценюка, Виталия Кличка и Олега Тягнибока.

Первая кровь и начало Революции

В субботу 30 ноября в 04:00 на Майдан Независимости вернулся «Беркут», который вечером покинул площадь. После нескольких предупреждений в адрес митингующих о намерении установить новогоднюю елку, спецназ блокировал палаточный лагерь и пошел в атаку, стремясь не выпустить людей. На тот момент, под стелой независимости оставалось около 500 студентов и до 50 активистов Правого сектора. Побоище оказалось действительно жестоким – милиция применила взрывпакеты, скидывала людей с постамента Независимости, избивала ногами и дубинками лежащих. Сопротивления почти не было, если не считать попытки Правого сектора бросать в «Беркут» головешки и подручные предметы. Избиение не закончилось на Крещатике. Отдельные группы молодых людей милиция гнала в разные стороны центральной части Киева.

Пристанищем для тех, кто смог убежать, стал Михайловский собор. Примерно в 10 утра 30-го ноября в нем насчитывалось до сотни, в основном, раненых активистов.

 «Беркут» предпринимал попытки задержать и их, однако ворота во двор собора закрылись, и штурмовать культовое сооружение никто не рискнул. Спустя несколько часов, на Михайловскую площадь начали стекаться люди, узнавшие о ночном побоище. Тут начали формироваться первые отряды самообороны, появилась стихийная сцена. К вечеру, на площади собралось около 40 тысяч человек, которые почти не говорили об СА – они были возмущены применением силы к мирным демонстрантам.

Отдельно стоит отметить уровень взаимовыручки и самоорганизации людей. За считанные часы киевляне принесли пострадавшим и митингующим огромное количество лекарств, еды и горячего питья. Речь не идет о системной поставке со стороны организаторов или кого бы то ни было. Люди, совершенно разные, несли термосы с чаем, пакеты с едой (купленные в ближайшем супермаркете), кастрюли с кашей (явно домашнего производства). Кроме прочего, появились желающие бесплатно оказать юридическую помощь и расселить у себя пострадавших.

На воскресение, 1 декабря, была назначена очередная протестная акция в парке Шевченко - против насилия, произошедшего днем ранее. Однако те, кто звал людей на митинг, явно недооценили количество желающий к нему присоединиться. Уже за час до начала все прилегающие к Хрещатику улицы, в радиусе 2-3 кварталов были заполнены людьми. Вероятно, это оказалось сюрпризом и для власти, так как серьезных попыток блокировать Майдан и Крещатик не предпринималось.

В марше приняло участие около 500 000 человек. Главным требованием людей стала отставка министра МВД Захарченко и всего Кабмина Азарова. Позже к этим требованиям добавилось, невыполнимое на тот момент требование об отставке Януковича.

По пути на главную площадь страны, активисты заняли Киевсовет и Киевгоргосадминистрацию, нейтрализовав провокаторов, намеревавшихся поджечь здание. Стоит отметить, что вокруг КГГА давно точились конфликты, связанные с отсутствием выборов в столице. Симпатики оппозиции считали, что городская власть узурпирована.  Кроме того, был захвачен дом Профсоюзов и Октябрьский дворец.

Разогнав малочисленный кордон милиции, митингующие заняли Майдан, захватив строительную технику и повесив на каркас елки флаги. Наиболее радикально настроенные представители протестующих направились на улицу Банковую, где располагается Администрация Президента. Спустя время, начался 4-часовой штурм. Стоит отметить, что оппозиционные политики всячески намеревались успокоить радикально настроенных активистов, однако были освистаны. Так, Петра Порошенко и Александру Кужель едва не стащили с грейдера (захваченного на Майдане) в толпу, когда они начали призывать остановиться.

Защита АП была построена по странному принципу (который использовался руководством МВД на протяжении всех столкновений): передние ряды милиции занимали солдаты ВВ (в большинстве срочники), а за их спинами метрах в 50 располагались подразделения «Беркута». После того, как с помощью бульдозера удалось оттеснить строй внутренних войск на  10 метров, начался штурм. В качестве основного «оружия» впервые начала использоваться тротуарная плитка, которой неосмотрительно уложили все окрестности правительственного квартала. В ответ на камни в толпу полетели свето-шумовые и газовые гранаты. Волонтеры-медики начали выносить первых раненых – в основном с травмами ног (от взрывов гранат).

Спустя несколько часов, Беркут перешел в наступление, избивая всех на своем пути, включая журналистов и лежащих демонстрантов.

Остановить кровопролитие удалось все той же оппозиции. Тогда в ряды «Беркута» прошли Петр Порошенко и Олег Тягнибок, а штурмующих отправился успокаивать Виталий Кличко. Трудно сказать, кто затеял штурм: на большом количестве видеороликов запечатлено, что группа провокаторов, которая в дальнейшем начала избивать бойцов ВВ цепями, свободно пересекала кордон милиции за некоторое время до начала столкновения. Именно это дало основания говорить о том, что провокации были организованы руководством МВД. Однако на фото и видеодокументах в штурме были замечены и представители радикального «Братства» Корчинского. Также, спустя короткое время после этих событий, в сети появились видеозаписи с побоями и издевательствами над задержанными в  тылу лагеря «Беркута».

После событий на улице Банковой, стало понятно, что вопросы евроинтеграции окончательно отошли на второй план. На Майдан начали съезжаться люди со всей страны, чьи интересы ущемляла власть Януковича. Среди них было немало предпринимателей, граждан, пострадавших от милицейского и судейского произвола, незащищенных слоев населения. Вопреки расхожему мнению, в протестах принимало участие значительное количество жителей восточных регионов, где традиционно была сильна власть Партии регионов.

От митингов к восстанию

Больше месяца протестный лагерь Майдана жил без особых потрясений, если не считать снос «Беркутом» нескольких баррикад в правительственном квартале и попытку штурма КГГА, отбитую с помощью пожарного рукава. За это время протестующие сформировали многочисленные отряды самообороны, которые были стихийно экипированы самодельными бронежилетами, строительными (позже армейскими) касками и самодельными дубинками.

Изо льда и снега митингующие возвели большие баррикады, доходящие до 6 метров в высоту. Кроме прочего, Майдан стал огромной художественной выставкой объектов политической сатиры.

Но жизнь протеста не ограничивалась периметром лагеря. Резиденцию Януковича регулярно «проведывал» автомайдан, пикеты государственных зданий проводились каждый день. Вероятно, такое положение дел не устраивало власть. Несмотря на затишье, Партия регионов решила пресечь массовые акции за пределом Майдана, локализовав протест.

16 января 2014 Верховная Рада «под шумок» принятия Бюджета-2014 голосует за законопроект «Колесниченко-Олейника», который в народе назвали «Законом о диктатуре». Данный закон вводил ряд ограничения гражданских прав – от запрета на ношение касок на акциях, до покупки сим-карт по паспортам. Голосование прошло с рядом серьезных нарушений регламента, и часть фракции ПР позже высказаа недовольство тем, что депутатов подставили.

Принятие репрессивного закона вызвало очередной всплеск негодования, как на Майдане, так и в регионах. Напряжение переросло в штурм 19 января Правительственного квартала на улице Грушевского, около стадиона Динамо. Ответственность за штурм взял на себя Правый сектор. После неудачной попытки прорваться к Верховной Раде и Кабинету министров, митингующие подожгли кордон милицейских автобусов, чтобы препятствовать контрнаступлению «Беркута» и ВВ.

В ответ на коктейли «Молотова» и тротуарную плитку, милиция открыла огонь резиновыми пулями (12-мм), начала применять шумовые и газовые гранаты, а также водомет, несмотря на значительный мороз. Немного позже в митингующих полетели коктейли «Молотова» и гранаты, обмотанные шрапнелью (шурупы, гайки, камни). Стоит отметить, что «Беркут» нередко целенаправленно стрелял в журналистов, целясь в лицо, поэтому большинство репортеров сняли оранжевые жилетки «Пресса», назначением которых была защита от нападения милиции.

3 (2)

Во время перемирия на «Груше» художники рисовали историю.

22 января спецназовцы начали несистемно применять боевые патроны, предназначенные для пробивания двигателей авто (МВД Захарченко опровергала эту версию). В результате убито 2 протестующих: Михаил Жизневский и Сергей Нигоян. Утром того же дня милиция предприняла попытку штурма на улице Грушевского. Чтобы препятствовать наступлению «Беркута», митингующие зажгли покрышки, которые оказались надежным огненным щитом.  Покрышки стали одним из символов силового протеста.

Обострение ситуации, жертвы и многочисленные раненые с обеих сторон баррикад, вынудили власть и оппозицию начать переговоры для прекращения кровопролития. Результатом переговоров 28 января стала отмена «диктаторских законов» и принятие закона об амнистии в редакции ПР. Если первое Майдан воспринял с ликованием, то принятый закон прозвали «законом о политических заложниках». В документе были нормы об освобождении всех активистов из СИЗО и прекращении против них уголовного преследования, при условии освобождения всех административных зданий в Украине, а также улиц, захваченных ранее. Несмотря на упорное нежелание идти на поводу у власти, Майдан выполнил условия. Закон об амнистии должен вступил в силу 17-го февраля. По словам генпрокурора Виктора Пшонки, процесс освобождения всех активистов должен был затянуться на несколько месяцев. Однако вслед за перемирием последовали еще более кровавые события.

Гибель Небесной сотни и бегство Януковича

Утром 18 февраля оппозиция начала «мирный наступ» на Верховную Раду – акцию, которая задумывалась, как пикет парламента с целью добиться возврата к Конституции образца 2004 года. Почти все подходы к правительственному кварталу были блокированы огромным количеством «Беркута» и Внутренних войск. А под стенами Верховной Рады находился лагерь сторонников Виктора Януковича. Трудно сказать, на что рассчитывали лидеры оппозиции, но кровавая развязка этой акции стала очевидной еще до ее начала.

В колонне шествия, среди активистов нередкими были призывы начать штурм и «разогнать преступную власть». Причем, такие разговоры исходили далеко не только от Правого сектора или Самообороны, а от простых граждан.

Когда самооборона и митингующие зашли в Мариинский парк, и стали вплотную к кордону милиции вспыхнула масштабная потасовка.

Параллельно столкновения с милицией начались на пересечении нескольких улиц в правительственном квартале.

В тыл Самообороне «ударили» отряды титушек, однако их удалось разогнать. Милиция начала применять новые спецсредства, не сертифицированные в Украине, которые власть получила из Российской Федерации. Традиционным орудием для митингующих стали коктейли «Молотова» и тротуарная плитка, а для милиции – гранаты и резиновые пули. Немного позже «Беркут» перешел в наступление и вытеснил всех уцелевших на Арсенальную площадь, вплоть до Парка славы. На вопрос к одному отступающему самооборонцу - остался ли кто-то в Мариинском парке, он ответил: «Разве что калеки». Позже выяснится, что в ходе столкновений под стенами Парламента погибло около 5 человек. По словам очевидцев, активисты Антимайдана добивали лежащих, а некоторым рубили головы. Через время эти слова подтвердятся видеозаписями.

После разгона протестующих из Мариинского парка, власть понимает: или сейчас, или никогда, и объявляет о проведении антитеррористической операции, намереваясь зачистить Майдан. В 16:00 18 февраля в Киеве останавливается Метрополитен, парализуя город. В 17:00 силовики заняли высотку над Майданом и Октябрьский дворец.

Сама антитеррористическая операция предусматривала возможность применения огнестрельного оружия, военной техники и подразделений Вооруженных сил, а также де-факто комендантский час в центральной части Киева.

Майдановцы опять зажгли шины, чтобы создать огненный барьер. Штурм начался в 20:00. Власть обесточила Майдан и начала наступление по основным улицам, однако основной натиск был со стороны Европейской площади (там, где недавно были бои у стадиона Динамо). Люди смогли выстоять более 15 ожесточенных атак «Беркута». Были моменты, когда после газа и взрывов гранат сотни защитников Майдана бросались в панике от баррикады назад, в то время, когда на рубеже оставалось несколько десятков человек. Увидев, что убежали не все, люди возвращались и продолжали отбивать атаки. Митингующим удалось сжечь БТР, которым спецназ таранил баррикаду и вывести из строя 2 водомета.

Ночью в ходе штурма штаба оппозиции, беркутовцы подожгли здание Дома профсоюзов. Пожар прекратился через несколько дней, а здание выгорело дотла. Так как в Доме профсоюзов находился медпункт с ранеными - многие не смогли самостоятельно покинуть здание и погибли в огне.

Утром 20 февраля митингующие перешли в наступление и вытеснили «Беркут» с Майдана.

DSC_0443 (1)

При штурме высотки и Октябрьского дворца против них были направлены снайперы и группа автоматчиков. По словам непосредственных участников этих событий, снайперы стреляли даже в медиков, которые вытягивали раненых и убитых.

С занятой высотки потоком несли тяжело раненых и убитых. Шокировала фраза одного активиста к другому: «Зачем его несешь? Он уже все. Следующего бери!»

Самых тяжелых начали сносить в холл гостиницы «Украина», где их и оперировали. На полу лежали тела погибших. Также полевые лазареты развернули в здании КГГА и в Михайловском соборе. Стоит отметить, что  и митингующие применяли огнестрельное оружие (как правило, охотничье), однако такие случаи были довольно редкими.

Во время боев, на улице Грушевского ВВ начали отступать вглубь правительственного квартала.

А в итоге и вовсе покинули город. Перед этим, около 50 бойцов ВВ сдались митингующим.

DSC_0936 - Копія

В боях на улице Институтской погибло около 70 человек – в основном от огнестрельных ранений.

Точку в кровопролитии поставило подписание договора от 21 февраля, согласно которому президент Украины должен был вывести войска из Киева, подать в отставку. Президентские выборы должны были состояться в декабре, и уже по конституции 2004 года, с существенно урезанными полномочиями президента. Во исполнение данного соглашения ВР приняла постановление о возврате к Конституции 2004 года. Решение Рады должен был подписать Виктор Янукович, однако вместо этого он бежал из страны. Тогда Рада была вынуждена принять решение об отстранении Виктора Януковича от должности.

Вместо эпилога

Оценку результатам Революции дадут историки. Но одно неоспоримо: десятки попыток и власти, и оппозиции под разными предлогами вывести людей на улицы не имели успеха. И только немотивированная агрессия по отношению к беззащитным студентам, страх скатиться до тоталитарного государства, где будут беспощадно уничтожаться все, кто не согласен с режимом, сделали то, что не удалось политикам -  сотни тысяч людей вышли на улицы. Ненависть к власти коррупционеров, воров и убийц объединила страну.

В результате боевых действий в центре Украины погибло 121 человек (среди них - 18 милиционеров). Еще 141 человек считается пропавшим без вести. На самом деле количество жертв противостояний может быть в разы выше – до сих пор  тела погибших продолжают находить в различных частях города.