Сейчас модно говорить о войне, трудностях и проблемах, прикрывая любые ими проблемы власти. Среди таких проблем действительно очень много объективных, но куда больше субъективных. Так, процесс проведения выборов все дальше отделяет нас от эпохи Евромайдана, который и сместил прошлую власть с обвинениями в коррупции, клановости и пренебрежением интересов народа.
К сожалению, уже теперь можно четко сказать, что сменившая старую новая власть охотно взяла себе на вооружение самые плохие черты эпохи Януковича. Начать можно с того, что в именном списке Блока Порошенко затерялся его сын, а остальные кандидаты благополучно перекочевали со стана самых ревностных соратников Януковича.
В механизме проведения выборов только на примере Одесской области можно найти немало фактов, которые красноречиво свидетельствуют о том, что новые выборы - совсем не новые, а только хорошо завуалированный процесс избрания своих депутатов по тщательно подготовленным схемам. Итак, 10 фактов-доказательств того, что ничего не поменялось:
1. Факт первый - ручное управление процессом
В Одесской области это особо красноречиво заметно. Так, сторонники Евроинтеграции с большим удивлением заметили, что в списке победителей революции по мажоритарным округам идут такие личности, как депутаты-регионалы из Одесского областного и городского совета, местные олигархи и политики-флюгеры.
Кроме этого, о ручном управлении свидетельствует и тот факт, как под нужного власти кандидата с округов снимают или перемещают кандидатов, которые объективно сильнее и авторитетнее тех, кто уже договорился с властью. В Одесской области за этим можно наблюдать на примере чудесного перемещения экс-губернатора Матвийчука с 140 округа (где идет теперь уже сторонник новой власти Давид Жвания) - на 133 округ (Киевский район Одессы), где от власти выставлен неоднозначный Дмитрий Спивак.
2. Административный ресурс
В Одесской области все прекрасно помнят, что вытворяла Партия регионов для того, чтобы протолкнуть своих кандидатов во власть. Тогда откровенно малопопулярные кандидаты получали заветный мандат только по тому, что на их победу работали все - главы местных администраций, правоохранители, избирательные комиссии... К сожалению, это время никуда не ушло. Уже сейчас жители центральной части области жалуются, что власть просто за уши тянет кандидата Учителя, а вся местная власть рабочее время проводит за агитацией именно за этого кандидата. Тоже происходит и в Беляевском районе, где власть силой расчищает поле для выборов именно официального кандидата от Блока Порошенко Давида Жвании. Социология при этом власть совершенно не интересует.
3. Черный пиар
Уже сейчас регион тонет во лжи черных предвыборных технологий. С компроматами на кандидатов издаются газеты-однодневки и листовки без исходящих данных. Ноу-хау этих выборов - политические граффити, на которых изобличаются основные конкуренты сегодняшней власти. В качестве примера особо топорного черного пиара используется и откровенное давление на кандидатов, которым нынешняя власть объявила настоящую войну. Если вы не догадались, то речь идет о Кивалове.
4. Запугивание и нападение на оппонентов
Здесь также уместно вспомнить войну, которую против Сергея Кивалова проводит руководство Одесской ОГА руками патриотов. Искусственно созданная конфликтная ситуация дошла до откровенных погромов. Используют эти методы и в глубинке. Так, сторонники одного из кандидатов разбили автомобиль секретарю Котовской ОИК.
5. Парашютисты и клоны
Наверное, эти выборы как никакие другие - богаты на двойников и "парашютистов", цель которых не столько собственное участие в выборах, сколько оттягивание голосов или обеспечение контроля над комиссиями в пользу определенных кандидатов.
Так, к примеру, в 141 округе избиратели в списках найдут сразу двоих Виталиев Барвиненко, а кандидаты с фамилией Матвийчук, Дубовой и Крук будут представлены в разных округах. Цель этих клонов - двойников использовать авторитет основного кандидата и распылять голоса избирателей. У парашютистов - легионеров из других регионов цель - внедрить своих наблюдателей в комиссии для обеспечения нужного подсчета. Так, в округах №№ 141 и 143 - целый десант из Львова и Киева, а в Приморском районе Одессы - с пгт Черноморское.
6. Закрытые списки
Мы уже говорили о степени разочарования тех же активистов Майдана, которые ценой своей жизни и здоровья стояли на майданах столицы и Одессы, чтобы изменить жизнь в Украине в лучшую сторону. Но что получили эти люди? Судя только по списку Блока Порошенко, активисту Евромайдана Андрею Юсову "подарили" непроходное 106 место, а в списках порошенковцев-мажоритарников в регионе активистов Майдана вообще нет. Все слова о формировании честных списках и праймериз - остались только словами и не более.
7. Использование местного бюджета
Сколько было разговоров об использовании местного бюджета в прошлые годы в избирательных кампаниях кандидатов от власти, как только это не называлось... Нужных кандидатов приглашали для раздачи подарков от власти и всячески рекламировали... Нужно отметить, что это явление в данную избирательную кампанию значительно поубавилось. Но... В сельских районах 138 округа работники райадминистраций посвящают свое рабочее время для рекламы кандидата от нынешней партии власти. Любые попытки обжаловать поведение чиновников обрываются в кабинетах вышестоящей региональной власти. Чиновники продолжают умело закрывать глаза на нарушения своих.
8. Медиа-поддержка
Как известно, в наше время кто контролирует информацию - тот управляет умами. В Одесской области различные кандидаты в первую очередь стремятся договориться с собственниками медиа-ресурсов для проведения своей агитации. К сожалению, у коммунальных и государственных СМИ времени для популяризации кандидатов от оппонентов власти не находится. Все ограничивается выделенными отрезками для агитации в нужное время. Все остальное эфирное пространство посвящается тем, кто нужен власти.
9. Непрозрачность финансирования избирательной кампании
Отсутствие реального наказания за фальстартовое проведение избирательной кампании со стороны кандидатов и контроля за различными афеллированными в штабные структуры кандидатов организации обеспечивают большее присутствие рекламы кандидатов с большими финансовыми возможностями. Это является практически гарантией обеспеченным лицам для получения заветного мандата. Как и в прошлые времена, наружную рекламу, телеэфир и палатки с агитацией используют больше олигархи и обслуживающие олигархов политики.
10. Беспроигрышная гречка
Бессменным атрибутом выборов в Украине давно стала гречка. Интересно, что сторонники Евромайдана столько своего фольклора посвятили фактам подкупа избирателей, что, казалось, эта проблема давно ушла из культуры проведения выборов по-украински. И если с кандидатов - представителей вчерашней власти взятки гладки, то наблюдать за подкупом с помощью продуктовых наборов от кандидатов от нынешней власти - странно. Однако, не удивляйтесь! Дмитрий Голубов в Одессе доказал, что для выдвиженцев от Блока Порошенко гречка - вполне нормальное явление.
Вместо послесловия хочется отметить, что украинская политическая культура со сменой эпох вбирает в себя только негативные процессы, обеспечивающие достаточно легкий способ для власти удержать себя поближе к кормушке. И совершенно неважно, какое название у нынешней партии власти - ЗаЕдУ, "Наша Украина", "Батькивщина", "Партия регионов" или "Блок Петра Порошенко". Ведь если вы развернете новую конфетку - обязательно увидите старую начинку с перебежчиками и тушками с острым запахом нафталина. А народ так и остался в сторонке - ждать новых разочарований и новых героев. К сожалению...