Профсоюзы работников крупнейших портов Украины намерены не допустить приватизации предприятий, которые чреваты рейдерскими захватами и готовы объединиться, чтобы сообща отстаивать интересы трудовых коллективов. Об этом сообщает профильное издание «Моряк Украины». Тема противодействия продаже портов в частные руки стала одной из основных на заседании Координационного совета профсоюза портовиков с участием АМПУ.
Как известно, в первоначальном тексте парламентского коалиционного соглашения предлагалось отменить передачу морских портов в долгосрочную концессию и разрешить только приватизацию. Однако под давлением общественности от данной инициативы отказались. Как отметил вице-премьер Владимир Гройсман, реформирование портовой отрасли «не исключает применение механизма концессии, если игроки и специалисты сочтут это необходимым, мы открыты для дискуссии и предложений». Тем не менее, в профсоюзах опасаются, что «дыма без огня не бывает», и кому-то вновь захочется поднять тему приватизации портов.
Профсоюзные лидеры отметили, что приватизация чревата силовыми захватами, и, если не объединиться, каждый порт останется один на один со своими проблемами. Участники Координационного совета признали: единый профсоюзный центр сможет намного эффективнее бороться с незаконными притязаниями на государственные порты.
- Если мы сегодня о себе не заявим - нас сомнут, - подчеркнул председатель профсоюза Одесского порта, координатор Координационного совета председателей профсоюзных организаций морского транспорта Украины Владимир Зайков.
По словам председателя профсоюза Херсонского порта Валерия Тернавского, его предприятие уже сталкивалось с подобной проблемой - Херсонский порт пыталась захватить некая фирма. «Она была зарегистрирована в Австрии, - рассказал профсоюзный лидер. – Учредители - гражданин Австрии и два херсонца. Уставной фонд – 60 тысяч евро. По распределению прибыли порт получал по договору лишь 40%». Согласно договору херсонскому порту запрещалось заключать договоры аренды, найма, совместной деятельности, купли-продажи, а все имущество было оценено по остаточной стоимости в 1 миллион 115 тысяч гривень. Но Генпрокуратура стала на защиту интересов государства и выступила за расторжение договора.
Как сообщалось ранее, о рисках, связанных с приватизацией портов, также заявили эксперты и представители бизнес-объединений: Федерации работодателей транспорта Украины, Европейской бизнес-ассоциации, Американской торговой палаты. При этом закон «О морских портах» допускает различные формы государственно-частного партнерства: и аренда, и концессия, и приватизация. Но как показывает опыт, для бизнеса наиболее рискованной формой является аренда, а для государства – приватизация.