Завтра, 7 сентября, исполняется рубежная дата работы нового губернатора Одесской области Михаила Саакашвили. Именно в этот период политики и чиновники переходят от изучения и обозначения проблем к их решениям.
Насколько в данном и конкретном случае можно считать цыплят по осени – разберемся детальнее.
Наш Михо!
Невооруженным глазом изначально было видно, что не имевший отношения к Одессе экс-президент Грузии одним слухом о своем назначении в нашем городе расположил к себе абсолютное большинство населения. Кредит доверия к новому губернатору, впервые в новейшей истории Одессы не просто конвертировался внушительной цифрой, но и впервые количеством симпатиков превысил долю скептиков, которыми всегда славилась аполитичная Одесса.
С первых дней Саакашвили не просто отогнал от «корыта» чиновников, которые оставались возле государственной кормушки, чем, безусловно, подкупил граждан, но и четко обозначил основные проблемы для города и региона, решением которых абсолютно не занимались его предшественники.
Любое слово из уст политика мирового масштаба становилось новостью, и именно этот фактор умело использует Саакашвили для своей деятельности. Имя одесского губернатора стало одним из самых упоминаемых в контексте нашей страны в мировых новостях, а в украинском медиа-пространстве Саакашвили легко потеснил не только ТОП-политиков, но и президента с премьером.
Новый формат
Изначально темпераментный Саакашвили стал резко отличаться от своих предшественников собственной публичностью. Друг простых граждан Саакашвили не боится в обычной рейсовой маршрутке поехать. в том числе, и в самое логово противников украинской Революции – в Бессарабию. И там Михо готов без проблем и поспорить с оппонентами и поддержать симпатиков. Губернатор, несмотря на мировой масштаб, своей личностью перестал быть для граждан священной коровой, а наоборот – стал своим для всех.
Но, это ни в коей мере не касается чиновников. Если на граждан Саакашвили смотрит с доброй улыбкой, на своих подчиненных, преимущественно, поглядывает злым и требовательным оскалом. Саакашвили не терпелив и не позволит игнорировать свои требования теми, кому они конкретно адресовались. Одесский губернатор готов драться со всеми, кто, по его мнению тормозит реформы. Губернатор одной из областей запросто может обвинить и рядового милиционера, и даже премьер-министра.
И это дает свои результаты. Государство вынуждено реагирует на публичные обвинения со стороны именитого спикера и система очищается.
Ориентиры
Основными проблемами для Одессы и области Саакашвили определил борьбу с коррупцией, системные реформы и повышение качества жизни в регионе.
Знакомиться с проблемой экс-президент Грузии отправился в глубинку. Там, на своей шкуре губернатор понял, что в области полностью отсутствуют дороги, а власти на местах настолько присосались к бюджетным потокам что ждать от них реформ – не приходится.
Саакашвили взялся за штурм органов государственной власти и добился решения вопроса строительства одной из сотен – трассы «Одесса-Рени» за счет сверхприбыли местной таможни.
А вот кадровую революцию провел исходя из отсутствия «своих людей» на местах – выбрал их на конкурсной основе.
Впрочем, и эти моменты и процессы не обошлись без скандалов. Но, в целом, со скрипом, процесс пошел.
Саакашвили умышленно не ввязывается в местные политические традиции – предоставляя право «паукам» самостоятельно уничтожить друг-друга в «банке» региональной политики. Не повезло даже проводникам президента Порошенко на местах – тандему Гончаренко-Шмушковича, которые долгое время пытались окучить Саакашвили.
Из недоработок губернатора можно выделить его полное равнодушие к сложному региону в рамках области – северной и центральной части, где жители без реализации инвестиционных проектов вынуждены еле сводить концы с концами, а также пограничью с Приднестровьем, где местные жители живут с контрабанды и преспокойно смотрят российскую пропаганду, которая беспрепятственно вещается на проблемные и бедные районы.
Свой среди чужих и чужой среди своих
Оправившись от шока, коррупционная машина, идеально работающая все 25 лет украинской независимости, начала системную борьбу с Саакашвили. Впервые эту борьбу возглавил олигарх Коломойский. У него с одесским губернатором собственные счеты. Во-первых – это месть за отставленного и благополучно забытого Одессой горе-губернатора Палицу. Во-вторых – за нарушение монополии подконтрольной Коломойскому авиакомпании «МАУ» на рынке воздушных перевозок.
Но, если Коломойский со своим спикером Корбаном оказались врагами явными и не выносливыми для такой войны, то местные скрытые проводники коррупции стали «бить» по Саакашвили куда сильнее.
Показательные соратники Саакашвили из числа местных функционеров Блока Порошенко, контролируя Областной совет, бросили тень на губернатора схемами непрозрачной приватизации объектов недвижимости и продажей мест в партийных списках президентской политической силы. Саакашвили просто пришлось идти в контратаку, иначе ему пришлось бы разделить ответственность за эту коррупцию.
И з системой не заржавело: чтобы нейтрализовать Саакашвили, на сайте президента стали собирать петицию о назначении одесского губернатора премьером страны. Хоть сам Михо и заявил, что его данная должность не интересует, определенный клин между губернатором и правительством вбит.
На сегодняшний день под полным контролем у Саакашвили находится только силовой блок. Но ведь проблема в том, что сам губернатор считает эти структуры заповедником коррупции и вынужден их чистить с двойным усердием.
Одесское чудо вместо грузинского
Подытоживая стодневку Саакашвили в Одессе, можно смело сказать – работа по украинизированию «грузинского чуда» здесь разбилась об реальность. Губернатору пришлось откровенно и неоднократно признаваться, что уровень сопротивления и на верхах и в низах оказался гораздо сильнее, чем мог себе предположить экс-президент Грузии.
Вручную изменяя приоритеты, Саакашвили начал двойную игру. Там, где не хватает его собственных полномочий – он устраивает шоу в эфире ведущих телеканалов и решает проблему за проблемой, публично обозначая ее. Там же, где он может использовать давление на амбассаду США или президента Украины – он решает ее без публичного пиара.
Впрочем, Саакашвили удается не увязнуть в этой войне. Он по-прежнему не стыдится признавать, что в регион не идут инвесторы и часть его планов не реализуется, давая понять, что чудес не бывает, а он не забывает своих обещаний.
Вперед и с песней!
Несмотря на откровенные провалы, Саакашвили упорно движется вперед. Его личная конечная цель пока не ясна, но реформы в Одесской области и в Украине в целом – это его дело принципа. Это дополнительное конвертирование его имени, его международный авторитет реформатора.
На сегодняшний момент можно сказать смело, что ни один последующий губернатор нашего региона не сможет понизить планку, выставленную Саакашвили. Системная коррупция, несмотря на ожесточенное сопротивление, вынуждена будет пойти на спад. Но вот в инфраструктурном отношении в регионе большие проблемы. Использование советского наследия в виде дорог и промышленности – уходит в историю. Новая власть просто обязана для поддержания жизнедеятельности и строить на месте старых новые дороги и умолять инвесторов открывать здесь новые объекты… Пока что это только разговоры.
По прошествии 100 дней знамя Саакашвили все еще также высоко. Однако, на место массового очарования губернатором пришло банальное привыкание к соседству с экс-президентом Грузии. И для Саакашвили – это четкий сигнал для активизации работы.
Просто так оставить регион он теперь не сможет. Ему нужны результаты не меньше, чем нам. Иначе имя Саакашвили не будет стоить и ломаного гроша. И он в истории Одессы останется не знаменитым варягом, а банальным продолжением кадровой депрессии, которым страдал регион все времена украинской независимости.