В последнее время банки пытаются активно мотивировать клиентов переходить на безналичные операции, но большинство пользователей все еще часто снимают с банкоматов "наличку". Многим покажется знакомой ситуация, когда во время работы с банкоматом он внезапно выдает ошибку и наотрез отказывается возвращать карту. Бывает, что, предвкушая скорые покупки, вы забираете снятые деньги, а карту оставляете в приемнике.

Что делать, если такое произошло с вами, и как обезопасить себя от возможных рисков, разбирался корреспондент 048.ua.

Почему банкомат "ест" карту?

Есть несколько причин, по которым банкомат решает не возвращать вам карту. Он может "съесть" карту намеренно: если вы ввели неверный пин-код от трех до пяти раз подряд (зависит от условий пользования); забыли карту в банкомате после завершения сеанса; или у банка есть подозрение, что карту – украли. Также лишиться карты можно случайно: если внезапно пропадет электричество; банкомат неверно обслуживается; или мошенники установили на нем специальное устройство, которое ворует информацию с карт.

Иногда банкомат может сообщить вам, почему решил "съесть" карту. К примеру, на мониторе появиться уведомление следующего содержания: "Card is retained" (карта изъята). Также проблему могут обозначить специальным кодом: "04" - изъято без причины; "41" - карта утеряна; "43" - карта украдена.

Куда обратиться?

В первую очередь, попробуйте нажать кнопку "отмена" на банкомате. Возможно, после прерывания операции карта вернется к вам. Если же это не помогает, нужно позвонить в колл-центр банка или в компанию, которая обслуживает банкоматы. Соответствующий номер телефона, как правило, есть на самом банкомате.

По телефону сообщите ответственному сотруднику о том, что произошло с картой, назовите свои данные и данные карты. Возможно, придется ответить также на секретный вопрос. На случай утери, информацию о карте лучше заранее где-то записать. Также не выбрасывайте конверт, в котором вам выдавали карту. Это все пригодится при восстановлении.

В свою очередь, сотрудник колл-центра расскажет вам, куда нужно обратиться, чтобы оформить заявление об утере карты и какие документы с собой иметь. Как правило, требуют паспорт и идентификационный код.

Тут же заблокируйте карту. Это особенно важно, если банкомат "съел" ее из-за неисправности. Так вашими деньгами точно никто не сможет воспользоваться.

Возвращение карты зависит от внутренних правил банка. Ее могут вернуть после инкассации банкомата. Некоторые банки позволяют возобновить утраченную карту бесплатно в тот же день в любом отделении банка. Большинство – потребуют оплату за восстановление.

Если карта осталась в банкомате чужого банка?

Прежде всего позвоните в банк, который обслуживает банкомат и уточните, как вы можете вернуть свою карту. Соответствующий номер телефона должен быть на банкомате.

Потом обратитесь в банк, который выдал вам карту. Сообщите им о ситуации, ведь вам, возможно, потребуется от них подтверждение, что вы являетесь собственником карты. Документ нужно будет предоставить банку, в банкомате которого она осталась. Уточните, можете ли вы получить дополнительную карту на случай, если процедура возвращения окажется долгой.

Обязательно заблокируйте карту.

Чего не стоит делать?

Не стоит пытаться вернуть карту самостоятельно: выковыривать ее из приемника, стучать по банкомату руками и ногами. Это точно не поможет получить карту обратно, если банкомат уже ее "проглотил". Но так вы можете привлечь внимание охраны и нажить себе дополнительных неприятностей.

Как обезопасить себя от безвозвратной потери?

Запишите информацию о карте: номер, строк действия, секретный вопрос, а также номер банка на отдельной бумажке. Носите ее с собой, но не в кошельке (если кошелек украдут, вы рискуете лишиться сбережений).

Не пользуйтесь банкоматами, на которых нету контактов службы поддержки или обслуживающей организации.

Не стоит пользоваться банкоматами, которые расположены в нелюдных местах. Чем реже ими пользуются, тем реже происходит инкассация.

Также можете заранее заказать дополнительную карту. Если вдруг утеряете основную – доступ к счету у вас все равно останется.

Что делать, если карта осталась в банкомате, а вам срочно нужны деньги?

У некоторых банков существует специальная услуга "экстренные деньги". В таком случае комиссия за снятие средств составит 1%.

Также в меню существует пункт "операции без карты". Чтобы снять деньги таким образом, нужно ввести номер своего мобильного телефона, затем ввести пароль, который придет в СМС. На экране появятся данные о всех картах, которые есть у человека в этом банке. Из них выбираем нужную, вводим пин-код и сумму. И проблема будет временно решена.

Напомни, ранее 048.ua рассказывали о том, как создать ОСМД.