В Одесской области за последний год участились случаи мошенничества. Только с начала 2019 года от действий мошенников пострадали 415 жителей области. Это на 44 случая больше, чем за тот же период в прошлом году. В целом за прошлый год в Украине было зарегистрировано более 27 тысяч случаев мошенничества. Из них в Одесской области ‒ 1851 случай. И это только официальная статистика. Сколько еще людей пострадали и просто не обратились в полицию ‒ остается неизвестным. Жертвами мошенников стают чаще всего пожилые люди и просто доверчивые граждане.
048.ua собрали рекоммендиции от правоохранителей о том, как избежать "кидалова" от мошенников.
Как мошенники выманивают деньги?
Ситуации могут быть самыми разными. Например, вам могут позвонить неизвестные люди, и, представившись сотрудником службы безопасности банка, сказать, что с вашей карточки мошенники пытаются снять деньги. Чтобы сохранить сбережения, они советуют жертве срочно перечислить их на другой счет, который сразу и предоставляют. Таким образом, доверчивый человек по своей доброй воле переводят свои деньги на счета мошенников.
Запросто "кинуть" вас могут и в интернет-магазинах. Например, в Измаилськом районе одна жертва под предлогом покупки дизельного топлива перечислила неизвестным 1000 гривен, другая - желая приобрести контейнер с канцелярскими изделиями, пополнила бюджет злоумышленников 10 000 долларов, еще одна хотела купить мобильный телефон, но взамен лишился 14-ти тысяч гривен, рассказывают в Нацполиции Одесской области.
Также, используя информацию из социальных сетей о потере вещей и документов, мошенники звонят их владельцам и предлагают вернуть имущество за вознаграждение. Именно так мошенники "развели" еще одного жителя Измаильского района, у которого под предлогом возвращения утраченной сумки злоумышленники "выманили" 2500 гривен.
А в Балте 65-летнюю жительницу города злоумышленники лишили 10 тысяч гривен. Ей позвонила женщина, которая представилась невесткой и рассказала, что находится в полиции, потому что упала на чужого ребенка и покалечила его. Чтобы "правонарушительницу" отпустили, нужно было заплатить 10 тысяч гривен на лечение потерпевшей. Слова так называемой "невестки" подтвердила "следователь", которая, не теряя времени, направила женщину в ближайшее терминала перечислять деньги на нужный номер карты.
Также в последнее время в социальных сетях пользователям приходят сообщения от "представителей" компаний с предложением что-то подарить. Взамен просят в течение 3 часов с момента прочтения сообщения сообщить свои личные данные и оплатить страховку в размере от 150 гривен.
Как не "погореть" на покупках в Интернете?
Чтобы не стать жертвой Интернет-мошенников, нужно соблюдать несколько правил. Во первых, для совершения покупок в сети нужно использовать только проверенные ресурсы. Во-вторых, стоит не жалеть время и внимательно изучить объявления и информацию о продавце, просмотреть отзывы, но помнить, что положительные отзывы могут оставлять сами преступники. В-третьих, не ленитесь гуглить: иногда достаточно ввести в поиск номер или сетевой псевдоним продавца, чтобы узнать, что эти данные уже использовались в различных махинациях. Не ведитесь на слишком низкие цены: бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Никогда не платите за товар всю или часть суммы вперед сомнительным продавцам.
Если родственник "попал в беду"?
Если вам позвонили неизвестные лица и сообщили, что ваши родные якобы попали в беду, всегда ставьте уточняющие вопросы о месте пребывания родственника, личные данные. Возьмите себя в руки и сразу перезвоните близкому человеку, чтобы подтвердить или опровергнуть информацию. Если человек представился работником правоохранительных органов и сообщил, что ваш близкий родственник совершил преступление и для "решения вопрос" необходимо заплатить, сразу спросите адрес учреждения, а также фамилию, имя и отчество родственника, число, месяц и год его рождения. Правоохранители должны это знать. Предложите приехать в отделение полиции. Также тяните время под предлогом необходимости собрать озвученную сумму. Позвоните близким или в отделение и уточните информацию.
Звонят "из банка" и сообщают о проблеме
Ни в коем случае нельзя по телефону сообщать информацию о пароле, номер банковской карты, код на обратной стороне незнакомцам, даже если они называются представителями банка, звоните в банк сами и проверяйте информацию. Также помните, что настоящие работники банка не будут спрашивать вас пин-код или другую информацию относительно вашего карточного счета.
"Лохотрон" в соцсетях
Если вам пишут в соцсетях представители каких-то компаний и предлагают подарок, ни в коем случае не стоит сообщить им личные данные, а тем более ‒ платить какие-то деньги. После получения сообщение лучше сразу проверить фирму ‒ банально погуглить. Если компания существует, позвонить и расспросить об акции, предложить приехать в магазин или на склад и самим забрать подарок.
Если вы все же попали на крючок мошенников и они завладели вашими средствами, не стесняйтесь и немедленно обращайтесь в полицию.