Практически каждый день мы сталкиваемся с ситуациями или явлениями, которые вызывают у нас негодование. Лифт не работает, на дороге яма, кто-то уволок крышку от канализационного люка, трамвай не ходит, в маршрутке нахамили, крыша протекает, летнее кафе оттяпало себе тротуар, уличная реклама взрывает мозг, мусор не вывозят, с пляжа выгнали…
Если вы уже полны решимости, хотите что-то сделать со всем этим безобразием, но не вполне представляете себе, что именно нужно делать и как заставить чиновников/коммунальные службы/городские власти работать наша статья вам в помощь.
Мы научим вас правильно жаловаться, требовать, подавать запросы и обращения.
1. Портал 15-35: чем полезен Единый центр обращений граждан
Для взаимодействия с городскими властями есть специальный сервис – Единый центр обращений граждан. Найти его можно по адресу 1535.odessa.ua. Здесь указан телефон горячей линии телефона доверия Одесского городского головы. Пожаловаться практически на все, что угодно, можно по телефону или непосредственно на сайте. Если что-то не понятно – можно посмотреть видео о работе портала .
Жалоба или сообщение о проблеме - это "обращение" к властям. Обращения граждан чиновники рассматривают около месяца.
Оставив жалобу или информацию о проблеме на 15-35 вы можете быть уверены, что она не затеряется в кабинетах чиновников. Пройдя модерацию на сайте, ваше обращение получит номер, и чиновники будут обязаны «найти крайнего» и заставить его вам ответить.
Минусы горячей линии и портала в том, что ответ может оказаться чисто формальным. Что-то вроде «Ага, спасибо, мы разберемся» или «Мы подумаем, не рассмотреть ли ваш вопрос на каком-нибудь совещании», «Мы включим этот вопрос в городскую программу на 3054 год». Такое тоже бывает. Но если долбить чиновников своими жалобами упорно и напоминать о себе, результата вполне реально добиться. Здесь все зависит от вашей воли и выносливости. В борьбе за правое дело ремонта лифта, благоустройства, озеленения территорий и вежливого поведения чиновников можно одержать победу. Можно и нужно!
2.Как работает портал 15-35. Разделы, карта, «До и После».
Как это работает? На главной страничке портала есть кнопка «Оставить обращение». Оставляете обращение, оно получает номер и проверять, есть ли ответ, можно вводя номер в специальное окошко в следующей колонке на главной странице.
Вы также можете перейти в раздел «Каталог» и сразу выбрать рубрику для своей кляузы, жалобы, вопроса или рационального предложения. В каталоге 37 разделов. Есть специальные рубрики для вопросов, касающихся дорог, лифтов, школ и детских садов, придомовых территорий, люков, светофоров, тротуаров, транспорта, рекламы. Есть даже отдельные разделы для благодарностей городским властям. Представьте себе, туда тоже что-то пишут.
На портале есть виртуальная карта и вы можете увидеть на ней, где на что жалуются. Можете с удивлением обнаружить, например, что на отсутствие люка возле вашего дома уже есть целый ряд жалоб. А «воз и ныне там». Можете изумиться, выяснив, что на аптеку на первом этаже вашего дома систематически строчит жалобы кто-то из соседей. Какая-то неравнодушная дама строчит кляузы на соседей-собачников, кто-то обеспокоен вопросом дохлых ворон и голубей и так далее. Карта очень интересная – вы даже не представляете, что вокруг вас твориться!
В разделе «До/После» - ярмарка чиновничьего тщеславия. Здесь рапортуют о решенных проблемах. Ваша цель – путем написания жалоб, запросов и обращений попасть на эту «доску почета». Это реально.
Пробуйте, подавайте обращения. Не забывайте: чиновникам нужно ставить конкретные задачи. Пишите, что плохо и требуйте это исправить. Не стоит рассчитывать повлиять на бюрократов иронией или сарказмом. Не стоит изъясняться намеками и ожидать, что должностные лица сами догадаются, чего вы от них хотите. Пишите четко и понятно.
3. Добываем информацию – как составить и куда подать информационный запрос.
Ответа на обращение можно дожидаться долго. Чиновники имеют право думать, что вам ответить, до 30 дней. Если вам нужно получить вразумительный ответ на конкретный вопрос, лучше подать информационный запрос.
На информационный запрос чиновники обязаны ответить в течение 5 рабочих дней. Вы можете сами выбрать, как получить информацию – в электронном виде, по почте или лично явившись в ответственное за тот лил иной вопрос учреждение.
Для составления информационного запроса вам нужно:
А) Выбрать себе «жертву». То есть, выяснить, кто владеет той информацией, которая вас интересует. Нужно понимать, что закон обязывает чиновников дать вам ту информацию, которой они располагают. Создавать для вас нечто-новое и формировать какую-то «аналитику» никто не будет. Ответят – нет у нас таких данных, и дело с концом. Если вы не уверены в том, какое управление или департамент является распорядителем интересующей вас информации, пишите запрос на имя Геннадия Труханова, Одесского городского головы. Горсовет направит ваш запрос именно туда, куда нужно.
Б) Представиться. То есть, указать в запросе, как вас зовут и как с вами можно связаться. На анонимку не ответят. Другое дело, если ответа вы просите в электронном виде и подаете запрос на электронную почту горсовета, управления или департамента, представиться вы можете хоть Сигизмундом Никифоровичем.
В) В запросе стоит указать те законы, на основании которых вы подаете запрос и на основании которых вам обязаны ответить. На самом деле закон не обязывает вас это делать. Но на чиновников по какой-то необъяснимой причине указание статей законов в вашей «бумажке» производит сильное впечатление. Они понимают, что перед ними человек, знающий свои права и более ответственно подходят к исполнению своих обязанностей.
Г) Перечислить всю информацию, которую вы хотите получить. Не стоит задавать чиновникам риторических вопросов. Спрашивать, почему некто поступил так или иначе, почему кто-то что-то сказал, и прочее «да как вы смеете!!!» не имеет смысла. Запрашивать вы имеете право не только информацию о том, что, где, когда и почем. Вы можете требовать показать вам документы, договора, акты, сметы, проекты.
Есть информация, которую в ответ на запрос вам не предоставят – это конфиденциальная информация, служебная информация и информация, составляющая государственную тайну. Личные данные частных лиц или должностных лиц, данные, составляющие коммерческую тайну вам не предоставят. Другое дело, что в деле распределения бюджетных средств или деятельности бюджетных учреждений никакой коммерческой тайны быть не может. Служебная информация – это, например, внутренние распоряжения и всевозможные служебные записки, которыми обмениваются чиновники. Их тоже не дадут.
Д) Выбрать форму подачи запроса. Можно оставить запрос на 15-35. Можно написать на электронную почту учреждения – распорядителя информации. Самый надежный способ, прийти с паспортом (он нужен только для того, чтобы при приеме удостоверились, что вы подаете свой запрос лично, переписывать данные не будут) и распечатанным запросом в двух экземплярах в Департамент по вопросам обращений граждан. Этот департамент находится в подвальчике за зданием Городского совета. Там на ваши запросы поставят печати и входящие номера. Один экземпляр останется у вас.
Последний способ хорош тем, что в случае не предоставления вам нужной информации можно будет нажаловаться на чиновников уполномоченному по правам человека при Верховной Раде. Омбутсмен с удовольствием оштрафует чиновников, которые отказали вам в праве на получение информации, если у вас будет подтверждение в виде запроса с печатью и датой подачи.
Е) Перед подачей запроса внимательно перечитайте его и удостоверьтесь в том, что вы требуете только информацию – данные, документы. Иначе ваш запрос могут переквалифицировать в обращения и ждать вам ответа 30 дней.
Ё) Да, это именно пункт «ё». Ё – это буква, которую вы начнете долго и протяжно произносить, получив в ответ требование заплатить кучу денег за информацию. Как такое может случиться? Очень просто. Бесплатно чиновники обязаны вам предоставить в распечатанном виде до 10 страниц информации. Если вы запрашиваете проектно-сметную документацию, договора или какие-нибудь другие объемные документы, то учитывайте, что свыше 10 страниц – платно. Устанавливать цену чиновники имеют право сами. То есть, за страничку информации могут потребовать от 1 до 10 гривен. Больше требуют редко. Выхода может быть два – просите сразу в электронном виде на электронную почту или пишите, что за ответом готовы явиться лично. Во втором случае вам позвонят (оставьте телефон для связи) и пригласят читать документы. Взяв с собой фотоаппарат, вы сможете переснять всю нужную вам информацию в процессе ознакомления.