Через 30 дней истекает срок на подачу заявлений о реструктуризации валютных кредитов

Законы Украины, посвящённые решению проблем валютных кредитов, были приняты в апреле 2021 года. Один из них – № 1381-IX – даёт право заёмщикам обратиться с заявлением к кредитору о реструктуризации кредита. Но эта возможность ограничена тремя месяцами, после вступления закона в силу. И поскольку эта дата – 23 апреля 2021 года, то уже через месяц – 23 июля – наступит момент истины. Понимание того, ради какого количества людей этот закон принимался.

На сегодняшний день нет ещё ни одного должника, которого осчастливил бы кредитор письмом о благополучном проведении реструктуризации. Или, более того, - о полном списании остатка задолженности в результате пересчёта обязательств по новому закону.

Оно и понятно. С одной стороны, банки и финансовые компании все ресурсы бросают на то, чтоб не терять активы – должников, из которых можно выкачивать деньги. С другой стороны, закон даёт 60 дней на проведение всех расчётов, связанных с реструктуризацией. И за истёкшее время, даже клиенты, первыми подавшие заявления, не успели бы получить какой-то результат.

 Множество вариантов реструктуризации создаёт проблему выбора

Заёмщики также не торопятся подавать обращения к кредиторам, решая какой же механизм реструктуризации будет выгоднее – через кредитора (по закону № 1381-IX) или через процедуру неплатежеспособности (по закону № 1382-IX). Тут и правда есть над чем подумать. Если должник платил много – выгоднее реструктуризация от остатка долга с кредитором. А если платил мало – тогда лучше идти в хозяйственный суд с заявление о неплатежеспособности.

Для упрощения принятия таких решений Юридическая компания «Гранд Иншур» разработала Калькулятор реструктуризации валютного кредита, позволяющий самостоятельно рассчитать результат и понять, какой из вариантов будет выгоднее. Там же описаны схемы и варианты возможных тактик в отношении с банками и финансовыми учреждениями.


Ведь, по большому счёту, обращение с заявлением о реструктуризации может быть лишь тактическим ходом. Например, для более эффективного торга с кредитором о выкупе кредита через факторинг. Или для того, чтоб потом подать в суд на кредитора, о не проведённой или неправильной реструктуризации. И, заблокировав определением суда возможность изъятия квартиры, неспешно судиться ещё несколько лет.

В любом случае, как говорится, «цыплят по осени считают». И эта осень покажет, кто успел извернуться, а кто «пойдёт на корм» кредиторам. Напомним, мораторий на принудительное изъятие жилья заканчивает своё действие через пять месяцев после вступления в силу закона № 1381-IX, то есть 23 сентября 2021 года.

Правда, часть залоговых домов и квартир кредиторы уже успели продать с торгов или переоформить по ипотечным оговоркам (у нотариуса или регистратора). Даже выселить жильцов успели. И в этой ситуации, должникам сначала нужно отсудить имущество назад (отменить регистрацию), и лишь потом подавать заявление о реструктуризации. Это займёт время, но благо, закон даёт возможность тем, кто ещё судиться за своё имущество, подавать заявления в течение двух месяцев после того, как решение суда вступит в законную силу.

Одним словом, можно с уверенностью сказать, что принятием пакета законов для валютных заёмщиков, Парламент не решил проблему. Он её видоизменил. Безусловно, в пользу должников. Но не всех. Так что, кредитный бум 2006-2008 годов будет ещё долго преследовать «счастливых» причастных. Будут суды, споры, экспертизы, торги, снова суды… Но в любом случае, уже нельзя будет сказать, что Верховная Рада не позаботилась о заёмщиках. Дальше дело только за ними.