Шок! Открытие первого в Одессе «беби-бокса» саботируют местные чиновники (Фото)
Широко разрекламированная инициатива по созданию «беби-боксов» в Одессе, похоже, так и не воплотится в жизнь. Городское управление здравоохранения посчитало их установку нецелесообразным.
«Окно жизни» или беби-бокс - это инкубатор со специальной кроваткой-колыбелью, вмонтированный в стену больницы. Одна дверца бокса выходит на улицу, другая – в помещение. В боксе поддерживается оптимальная температура. Через минуту после того, как мать-кукушка оставила новорожденного, срабатывает сигнализация, и на помощь к ребенку спешит медработник. Около «окна жизни» нет видеокамеры – ребенка можно оставить анонимно.
По словам председателя общества Красного креста в Одесской области Тамары Барныч, эти боксы созданы в первую очередь для тех младенцев, которые появляются на свет вне роддомов. Матери зачастую идут на убийство нежеланного ребенка из-за стыда и страха, чтобы о нем никто не узнал. Для того чтобы отказаться от ребенка в роддоме, необходимо выждать время и пройти ряд процедур. Здесь же ничего не требуется – только положить ребенка в бэби-бокс. Женщина тем самым избегает криминальной ответственности, поскольку оставить ребенка погибать на улице считается умышленным убийством.
Одесса должна была стать четвертым украинским городом, где бы появилось «окно жизни». В ноябре прошлого года областная власть совместно с представителями Красного Креста провели пресс-конференцию, и пообещали общественности установку трех боксов – на Привозе, в областной больнице на Котовского и на ж/д вокзале города Котовска. Правда, позже было решено первый одесский бокс разместить в здании 3-й детской больницы (около областного роддома).
Красный Крест нашел спонсора и, потратив около 10 тыс. грн, вмонтировал капсулу в здание. Осталось только официально зарегистрировать ее и открыть. Волонтеры направили письмо в областное управление здравоохранения – там им заявили, что медучреждение подчиняется горсовету, потому и спрос с них. В Одесском горздраве несколько недель мешкали с ответом. И вчера наконец Красный Крест получил ответ чиновников Костусева:
«В письме мне прочитали лекцию о послеродовой депрессии и грудному вскармливанию, после этого письма можно три дня смеяться, - рассказывает Тамара Барныч.
048.ua цитирует данное послание от чиновников волонтерам:
«По результатам рассмотрения данного вопроса информируем, что в течение последних четырех лет имеется тенденция к снижению в три раза числа отказных детей, зарегистрированных в родильных домах г. Одессы – с 51 (в 2008-м) до 16 (в 2011), что вызывает сомнение в целесообразности данной помощи матерям. При открытии «окна жизни» в предлагаемом формате остается нерешенным ряд юридических и медицинских вопросов: где будут проходить роды женщин? При существующей системе в медицинских учреждениях она может отказаться от нежеланного дитя, при этом ребенку и ей оказывается необходимая медицинская помощь, которая является профилактикой младенческой и материнской смертности, женщина выписывается из родильного дома, а ребенок переводится на этап выхаживания. Если провести широкую рекламную кампанию по возможности анонимного оставления детей, то для соблюдения анонимности некоторые женщины могут счесть допустимым рождение ребенка вне медучреждений. Учитывая возможность послеродовых осложнений, это может привести к ухудшению здоровья, вплоть до летального исхода не только ребенка, но и самой матери. Часто в послеродовом периоде женщина находится в психическом состоянии, называемом «послеродовой депрессией». Это состояние признается даже юридически – в Уголовном Кодексе, и является смягчающим обстоятельством и требует поддержки со стороны медперсонала и родственников. Женщина, которая в таком состоянии находится под наблюдением медработников, имеет шанс осознать принимаемое решение. Раннее прикладывание к груди, в первые минуты рождения, кроме мощного иммунологического спектра для ребенка….»
«Мы не предлагаем помощь матерям. Зачем мне нужно знать, сколько отказников в роддомах? О каких родственниках и грудном вскармливании вообще идет речь, если в подворотне наркоманка родила ребенка и готова выбросить его в мусорку?», - задает резонный вопрос представитель Красного Креста.
Тамара Барныч теперь боится, что из-за этой инициативы теперь может пострадать главврач 3-й детской больницы.
«Мы ей предложили, и она по доброте душевной согласилась. Но теперь я очень сильно боюсь, чтобы ее не уволили».
«Мы устанавливали окна жизни во Львове – там местные власти нам во всем помогали, за год в эти бэби-боксы принесли четверых новорожденных – это четыре спасенные жизни. Мы не рассчитываем, что в этой капсуле будут каждый день оставлять младенцев – но если даже за год в боксе появится один ребенок, значит, эта инициатива не зря. Я уверена в том, что таких окон должно быть много. Не только в Суворовском районе, а и во всех жилмассивах, и возле Привоза. Потому что женщина, родив где-то на Молдаванке, не будет везти через весь город младенца. У нас была идея установить беби-бокс в женском монастыре, возможно, матушка Серафима бы нас поддержала. Но остановились на медучреждении, где смогли бы оказать помощь ребенку», - рассказывает Тамара Барныч.
У сотрудников Красного Креста опускаются руки – желания создавать новые «окна жизни» нет. Установленный бокс уже месяц как готов – осталось только открыть ключом замок.
Узнав об этой ситуации, редакция 048.ua была потрясена. В цивилизованном мире защита здоровья и жизни граждан (а рожденный человечек становится гражданином этой страны) – на первом месте. В этом случае абсолютно непонятная реакция чиновника-медика, который давал клятву Гиппократа и теперь позволяет себе искать аргументы, почему такие «окна жизни» не нужны. Пока общество узнает о том, что в мусоропроводах и в туалетах ж/д вокзалов находят мертвых новорожденных младенцев, особо размышлять на эту тему не приходится. Возможно, что в период «бюрократической тягомотины» - и, заметьте, очень холодной зимы, - этот бокс уже мог спасти жизнь.