Где в Одессе отремонтируют дороги?
В мэрии утвердили Программу благоустройства окраин, рассчитанную на четыре года. До 2015-го на приведение в порядок десяти отдаленных районов из городской казны планируется потратить почти 68 млн гривен (финансирование будет проводиться по остаточному принципу). Недостающие деньги должно дать государство. «Речь идет о субвенциях из госбюджета. Но о точных цифрах можно будет говорить где-то в конце марта. В зависимости от них, программа еще будет видоизменяться и дополняться», — рассказал нам вице-мэр Сергей Подгайный.
В основном на выделенные средства будут ремонтировать дороги и восстанавливать уличное освещение. Кроме того, планируется разработать проекты инженерной защиты проблемных районов от оползней и подтопления грунтовыми водами, спроектировать три детских садика и подлатать канализацию. На большее жителям окраин рассчитывать в ближайшее время не стоит. Однако, чтобы дать депрессивным районам новый импульс к развитию, этого крайне мало, считают специалисты. «Принятая программа — это самый минимум, который вообще могли выделить на эти цели. По сути, это просто латание дыр. Изначально программа задумывалась как комплексная и рассчитывалась на длительную перспективу. Она должна быть рассчитана не на 2—3 года, а на 10—15 лет. Только таким образом можно надеяться на привлечение инвесторов в отсталый район. Однако из-за нехватки средств ее пришлось значительно урезать», — пояснил нам бывший вице-мэр Одессы Александр Орлов.
Кстати, по такому образу разрабатывались подобные программы и ранее. К примеру, в аналогичном документе на 2004—2006 годы помимо основных ремонта дорог и канализации предусматривались вывоз мусора, обновление фасадов, устройство новых парковок, прокладка новых коммуникаций и многое другое. Причем некоторые работы осуществлялись за счет привлеченных и спонсорских средств. Сегодня всего этого нет. «Дефицит бюджета не позволяет развернуться так, как хотелось бы. Внимание сконцентрировали на самых кричащих проблемах. Одна из них — это дороги, которых в некоторых местах вообще нет», — объясняет Сергей Подгайный.
РАЙОНЫ-СЧАСТЛИВЧИКИ. Что касается конкретных мест, то повезло микрорайонам Черноморка, Курсаки, Жеваховский, Сахарный, Балтский (или Большевик), Дзержинский, Ленинский, Хаджибеевский, Шевченко-3 и Кривая Балка — правда, далеко не в равной степени. На Черноморку, к примеру, выделили всего около 350 тысяч гривен — на асфальтирование одного переулка и освещение двух улиц. На Курсаки дали два миллиона, и оба — лишь на проектирование защитных гидротехнических сооружений, строительство которых, вероятно, тоже отложат до более благополучных времен. «Распределение средств соответствует нормативной базе. Для этого есть специальные строительные нормы, которым все отвечает», — говорит заместитель городского головы.
Что касается остальных районов, то на каждый в среднем приходится по 5—9 млн грн, а Жеваховскому — почти 17 млн. Вся сумма пойдет на реконструкцию дорог. На Большевике построят детскую площадку, в микрорайоне Шевченко-3, больше известном как Палермо, появится сквер, а для поселков Дзержинский, Сахарный, Балтский и Кривая Балка разработают проекты детских садиков.
Берег в Черноморке укреплять не будут
Из-за недостатка средств программу развития окраин Одессы несколько раз урезали. Изначально на эти цели хотели выделить 500 млн грн. Такую цифру еще три месяца назад называл глава комиссии горсовета по вопросам ЖКХ Кирилл Шаламай. Значительно шире была и география районов. Благоустраивать планировали Чубаевку, Ближние Мельницы, Бугаевку, Большой Фонтан и Золотой Берег. А в Черноморке собирались начать первый этап берегоукрепительных работ третьей очереди — от 16-й Фонтана. «Сметная стоимость проекта на 2010 год — 118 млн грн. Первые три миллиона планировалось взять из горбюджета. Но в последний момент эту статью из программы вычеркнули», — рассказали нам в горуправлении инженерной защиты.