• Головна
  • Одесская Юморина: смех сквозь грязь, уличное пьянство и скабрезные шуточки
Тема к обсуждению
09:00, 24 березня 2012 р.

Одесская Юморина: смех сквозь грязь, уличное пьянство и скабрезные шуточки

Тема к обсуждению

«Одесситы готовятся к Юморине заранее - заранее уезжают из города», – шутит «95 Квартал». Это тот случай, когда в шутке лишь доля шутки. Не секрет. что многие горожане действительно считают, что это «не наш праздник» и стремятся в первоапрельский день оказаться подальше от юморинных затей и забав.

                                                          Тумба-Юмба

Неуклонно приближается очередная Юморина. В этом году у нее уже 39-летие. В некоторых СМИ даже написали, что это будет 39-я Юморина. Ошибка!  Первая Юморина была в 1973 году,а после празднования Юморины в 1976 году ее на целое десятилетие закрывали и  снова возродили только в 1987 году. Но все равно биография немаленькая… сколько разного рода и уровня юмора, разных юморинных событий уже было за эти годы! Можно сопоставлять, сравнивать, выявлять тенденции… Раньше лучше шутили? Или просто время было другое?

Многие жители некоронованной столицы юмора, наблюдавшие за юморинами прежних времен, полагают, что нынешние празднования заметно уступают былому. Вот раньше юморины – да, были смешными, веселыми. А сегодня – штампы, повторы, заезженный конвейер, пошлость… Одни и те же рожки, уши и носы из паралона, разрисованные лица, надувные кувалды, дудки… еще «надцать» лет назад надоевшие плоские шутки и натужные розыгрыши… Где яркий самобытный одесский юмор?

В еще большей степени заставляют дистанцироваться от Юморины толпы пьяных подростков, несущаяся брань, мусорные горки. Многие родители не на шутку обеспокоены тем, как отражаются подобные зрелища на детях, молодежи.

В особенности «веселятся» жители центра города, которые ежегодно оказываются в эпицентре событий. Ладно, если бы только несмолкаемый шум, свист, крики и вопли толпы под окнами. Но многочисленные участники карнавальных пиршеств любят ведь совершать и набеги на дворы. Парадные и подворотни превращаются одновременно в общественные туалеты, вытрезвители и в контейнеры для мусора. Именно юморины и дни города внесли свой заметный вклад в появление во дворах ворот с крепкими засовами. А по ночному послеюморинному городу лучше вообще не ходить - настолько он усеян обертками, бутылками и прочими атрибутами «юмора», словно днем в нем побывали какие-нибудь дикари из племени Тумба-Юмба.

Сегодня Юморина – это преимущественно молодежно-тинейджерская «тусовка», в которой участвует много приезжих. Привлекательна она также для тех одесситов, кто на Юморине делает бизнес. Сувениры, пиво, водка, кофе, чипсы, сладости, заполненные народом магазины и кафе… Но для большого количества одесситов Юморина давно уже ассоциируется… как бы это помягче выразиться… с примитивным балаганом. И от этой правды никуда не скрыться.

Стоит ли после этого удивляться, что в столице юмора много ратующих за закрытие Юморины. В 2010 году Одесский филиал Института им. Горшенина провел социологическое исследование. Согласно объявленным результатам, 71% одесситов высказались в поддержку празднования Юморины, 19 % выступили против празднования. Почти каждый пятый. Еще более показательна динамика на широкоизвестном «Одесском форуме». В опросе «Нужна ли нам Юморина?» приняло участие около 1000 человек. 31% одесситов сказали, что Юморина нужна, 50% - что Юморина не нужна. Похоже, если Юморина в ближайшие годы не станет более юморинной, то число ее противников может возрасти.

Защищаясь от критических стрел, организаторы юморин нередко указывают пальцем на спонсоров карнавалов, в значительной степени определяющих «правила игры». При этом интересы спонсирующих и интересы культурной публики часто заметно расходятся.

 

                         Парад мыльных пузырей или мыльный пузырь?

Карнавалы вообще явление многогранное и неоднозначное. У них всегда много как сторонников, так и противников. И часто это не столько праздник для местных жителей, сколько для туристов, которых местные критикуют. Это хорошо заметно на примерах известных в мире карнавалов. Скажем, в Венеции, где и карнавал, и кинофестиваль, и биеннале, и другие выставки, немало венецианцев любят повздыхать и посудачить о нравах туристов. Или вот знаменитые бразильские карнавалы. «Изюминка» культурной жизни Бразилии. Они есть почти во всех бразильских городах, а самый масштабный, естественно, в Рио-де-Жанейро. Бразильцы в массе своей любят карнавалы. Но плоды этой любви не всегда радужные - министерство здравоохранения этой страны отмечает, что с карнавалами тесно связаны венерические болезни, аборты, большое количество нежелательных беременностей. Населению раздают миллионы бесплатных презервативов.

В отличие от многих признанных туристических центров мира, Одесса лишь отчасти туристический город. И это еще одна важная причина, тоже объясняющая недовольную реакцию одесситов на Юморину. Прославленные города-музеи, города-праздники зачастую неудобны для повседневной жизни, в них тяжело жить местным жителям – бытовые неурядицы, сложности с трудоустройством, шумные толпы туристов. Но местный люд терпит эти бесконечные экскурсии, парады, фейерверки и балы-маскарады, потому что туризм – это преимущественный заработок. В той же Венеции почти все или непосредственно работают в туристическом секторе, или каким-то образом связаны с ним. Каждый год в город приезжают шесть-семь миллионов туристов. Венецианский карнавал длится не один день, как у нас Юморина, а десять дней. Аргентинский карнавал в Гуалегуячу вообще продолжается примерно два месяца. Одесса же умудряется быть и курортно-туристическим центром, и промышленным, и транспортным, и научным, и образовательным… Прибыль от туризма (тем более от короткого визита туристов-юморинцев) ощущает лишь сравнительно небольшая часть населения. А еще многие одесситы разбираются в юморе и требовательны.

Фестиваль в Кёльне, на который ежегодно приезжает около миллиона человек, карнавал в Новом Орлеане (США), где многие балконы на «карнавальном пути» арендуются приезжими на несколько лет вперёд, карнавалы в Венесуэле, Боливии, Колумбии, Тринидад и Тобаго, Чили… Все это визитные карточки городов и стран. Одесская Юморина превратилась в коммерческий проект, существенно потеряла в праздничности, в живости и тонкости юмора. Но это одна из наших визиток, которая выделяет Одессу из общего ряда городов и создает известность. Вот в этот раз в Одессу как раз японцы пожалуют на судне и даже со своими номерами выступят. Если им понравится, Одесса получит новую рекламу в Азии.

Ежегодно первого апреля в Одессу приезжают десятки и сотни тысяч туристов. В этом году первое апреля приходится на воскресенье и вполне возможно, что количество гостей возрастет. Программа Юморины сообщает о карнавальном шествии, посвященном футбольному Евро-2012, о традиционных гала-концертах, о втором международном фестивале клоунады, о параде мыльных пузырей… Власти обещают установить дополнительные урны и биотуалеты.

Будет ли в этот раз Юморина отличаться в лучшую сторону от своих недавних предшественниц? Не окажется ли парад мыльных пузырей мыльным пузырем? И какая нужна перестройка Юморине, чтобы снова стать праздником смеха и веселья для искушенных в юморе одесситов и гостей города? На форумах звучит множество предложений. Одни предлагают перенести «1 апреля» на лето и устроить карнавал в латиноамериканском стиле с девушками в купальниках, зажигательными танцами и барабанным боем, другие говорят, что главную ставку нужно делать на приглашение высококлассных сатириков и юмористов, кто-то считает, что нужны импровизированные народные площадки…

Одно можно сказать точно: Юморина нужна под стать городу - такая, чтоб одесситам и гостям города хотелось веселиться и смеяться, а не подшучивать над «остротами» и «изысками» юморинного юмора.

Якщо ви помітили помилку, виділіть необхідний текст і натисніть Ctrl + Enter, щоб повідомити про це редакцію
0,0
Оцініть першим
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Авторизуйтесь, щоб оцінити
Оголошення
live comments feed...