Художник Александр Милов о своем новом проекте: «У Одессы появится свой ангел-хранитель»
Автор знаменитой «Любви», покорившей США, памятника Дарту Вейдеру на месте Ленина, огромного робота возле порта Южный осенью порадует одесситов скульптурной композицией, посвященной Архангелу Михаилу, на крыше завода Стальканат
Многие города мира ассоциируются с каким-то арт-объектом, который впечатлил все человечество и стал своеобразной визиткой урбанистического пространства этого пункта. Эйфелева башня в Париже, статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро, статуя Свободы в Нью-Йорке, статуя Будды в Лэшане… Многим из них уже не одно столетие. Но человеческая выдумка не знает границ – современные скульптуры все так же впечатляют и удивляют. Композиция «Сила природы» в Катаре, ботинки на берегу Дуная в Венгрии, «Переход» в Польше, «Расширение» в США – каждая из скульптур запоминается своим композиционным решением, темой, изяществом, силой воплощения замысла. Туристы с многих стран приезжают поглазеть на эти арт-объекты, популяризующие свои города и страны, несущие важное послание. А существуют ли в Одессе арт-объекты, сражающие наповал и завлекающие туристов посетить этот город ради сэлфи с этой скульптурой или композицией? Нет-нет, старинные Дюк и Потьомкинская не в счет – именно современный арт-объект, от которого захватывало бы дух. Так сразу и не припомнишь, ведь правда? Вот современные одесские художники и скульпторы колдуют над грудой материалов, дабы из них в один прекрасный момент получился шедевр-магнит, который не только украсит город, но и будет притягивать сюда все новых и новых туристов.
Одесский художник и скульптор Александр Милов своими творениями привлекает внимание. Он прославился скульптурной композицией «Любовь», представленной на фестивале современного искусства Burning Man в пустыне Блэк Рок США. Сейчас Александр работает над новым арт-объектом, который должен появиться в Одессе к концу ноября: работа кипит уже практически без его участия. Тем временем художник обустроил веранду просто на берегу моря и пишет картины для грядущей выставки. Да что уж! Веранда, созданная своими руками, тоже тянет на арт-объект: у Милова мышление, заточенное на изобретение и новый взгляд на вещи – пока выдумывал, как организовать пространство, то несколько ноу-хау изобрел. Но сегодняшние наши зарисовки не об этом, а о скульптуре Александре Милове, отношении к жизни, искусству и людям.
«Любовь»: примирение и попытка понять друг друга
Композиция «Любовь» растрогала мир и заставила задуматься о взаимоотношениях между людьми. Очертания силуэтов мужчины и женщины созданы из железных труб, а внутри них помещены фигурки детей, которые светятся в темноте. Девушка и парень сидят спиной друг к другу, а фигурки детей наоборот – тянутся, будто желают воссоединиться. Арт-объект заметили и запомнили – сейчас в интернете можно найти огромное количество фотографий татуировок, сделанных по мотивам «Любви», украшения. Скульптура зажила собственной жизнью, да еще и в разных странах мира.
Александр Милов: Удивлен, как «Любовь» по всему миру раскатилась: я думал, что более примитивной концепции у меня нет. Я уж точно не смотрел на нее так. Слишком уж она прямая. В лоб. Воспринимается просто, поэтому в массе так и получилось – аааааааах! Я думал, что это очень примитивно, но быстро воплотимо, поэтому взялся за этот образ. На придумывание концепции я потратил минут 15. Чуть больше времени – два часа – я мотал парня и девушку из скотча, а потом обвел маркером – и все. Сказал: варите! Сначала ее выварили маленькой, а потом – большой. Но так, чтобы я включился мозгом и что-то делал – это 15 минут.
Удивлен, как «Любовь» по всему миру раскатилась: я думал, что более примитивной концепции у меня нет
Когда мы собирались в Штаты, мне нужно было создать что-то здесь, что туда бы доехало без проблем и что можно было бы легко собрать на месте. Это должно было быть дерево или металл, например. С металлом проще работать по сборке – его можно сварить, гнуть. Сначала думал сделать для Burning Man сгорающую скульптуру, но потом решил, что это огромное количество затраченной энергии – пустить это все в воздух было нелегко. Хотя там сама концепция: ты делаешь что-то, что исчезает, не для своей выгоды, а ради процесса. Мне показалось, что если не сжигать, то больше пользе будет от объекта. Тем более, что внутри дети, а не очень хотелось бы, чтобы дети горели… Так появились трубы как материал. Это уже авторский стиль сейчас.
Он думает, а она – чувствует. Поэтому они не могут договориться. Он находится в плоскости мыслей, а она – эмоций и чувств, и им нужно понять друг друга
Важны позы, в которых сидят парень и девушка. Руки – это векторы направления. Правая рука – основная. У него правая рука уперта в голову, а голова – это мысли, ум, способность предвидеть. Он не напряжен, он расслаблен. Сидит спиной к девушке. Он в сожалении. И как у Родена есть «Мыслитель», так и здесь аналогия – парень думает. Девушка находится в позе эмбриона, но только вертикально, сковывая сама себя руками. Получается, что она сама себя держит. Руки у нее направлены на саму себя в области грудной клетке – вектор к сердцу, к душе, чувствам. Получается: он думает, а она – чувствует. Поэтому они не могут договориться. Проверено: женщина не способна нормально сформулировать мысль. Есть некоторые, которые могут, но тогда у них нет ничего женского. У них явно выраженные мужские качества, просто они в женском теле. Женщина формулирует издалека, пространственно, ощущениями. Это не беда, но огромная потеря времени – нужно понять: а что же она этим всем хотела сказать? А зачастую женщина придумывает более гибкое решение, совершенно в другой плоскости. Так вот, суть в том, что он находится в плоскости мыслей, а она – эмоций и чувств, и им нужно понять друг друга.
А внутри этих взрослых – дети. Внутри девушки – мальчик, а внутри парня – девочка. Это обернутые наши сущности. Мы сейчас часто меняемся местами. Женщины пытаются в себе воспитать жесткие мужские качества. Мужики начали наряжаться и краситься, как бабы, в тоненьких узких штанишках – видно, что драться в них он не будет, это попросту невозможно. Вот и бывает часто, что в женщинах мало от женщин, а в мужчинах мало от мужчин.
Мне писали психологи, что, оказывается, она им помогает: когда трудно сформулировать проблематику между людьми, она для них является центральным символом. «Любовь» уже даже в нескольких учебниках погуляла. Мне нравится, что она стала рабочим символом
Чтобы принять участие в Burning Man, пришлось потратить деньги, которые мы собирали на квартиру. Было такое. Родные смирились с этим. У нас с женой отношения специфические. Мы вместе 7 лет. Она – мой герой личный. Я с ней много чего прошел, много чего научился. Я много думал о покупке квартиры – это не просто купить недвижимость, это как будто и самому стать недвижимым. Мне нравится жить в арендной квартире, не копить шмоток, переезжать, что-то оставляя. Иначе ты начинаешь нести это все на своем горбу и переживать: а вдруг украдут? А куда это девать? А где взять новое? Вот был момент: мы дали аванс за квартиру, а большая часть суммы была на руках, а тут выбор – купить квартиру или сделать «Любовь» и поучаствовать в Burning Man. И я подумал: квартиру мы по-любому купим, пусть через год, два, а такого шанса скоро еще не будет, что у меня есть вся сумма на руках, не нужно искать, кого-то убеждать, зависеть. И я выбрал «Любовь». А потом она пошла в люди. Она нужна была людям. Символ-то лаконичный. Мне писали психологи, что, оказывается, она им помогает: когда трудно сформулировать проблематику между людьми, она для них является центральным символом. «Любовь» уже даже в нескольких учебниках погуляла. Мне нравится, что она стала рабочим символом.
Я не хотел бы размещать «Любовь» где-то у проезжей части. Я не хочу навязывать. Мне нравиться идея поставить ее в открытом пространстве, в каком-то парке, чтобы обзор был закрыт деревьями, и туда нужно было бы идти, чтобы хорошо был виден рассвет, закат, зеленая трава. Без постамента. Пусть люди приходят, смотрят, рядом спортом занимаются, свидания назначают. Или мириться приходят – прекрасная просто идея. До сих пор такое место не нашли. Думаю, может, «Любовь» лупануть рядом с домом моей мамы на поселке Котовского – возле кинотеатра «Звездный». Там территория закрыта от проезжей части. Я никому не диктую – это будет для тех, кто хочет посмотреть. Под это там можно плитку новую поставить, воду в фонтан запустить. И это хорошая тема – про добро, про то, как люди мирятся. Это лишним не будет.
Любовь – это когда ты выбираешь человека на интуитивном уровне, но не в смысле вожделения и секса (это только страсть, влюбленность), а когда пытаешься дать этому человеку все, что ему нужно, хотя на самом деле это может быть не твое. Любя его, тебе важно помочь ему пройти этот путь
Я для себя осознал: любовь мужчины к женщине, женщины к мужчине – это когда ты выбираешь человека на интуитивном уровне, но не в смысле вожделения и секса (это только страсть, влюбленность), а когда пытаешься дать этому человеку все, что ему нужно, хотя на самом деле это может быть не твое. Любя его, тебе важно помочь ему пройти этот путь. Даже если это тебе поперек горла. Любовь – это когда ты человеку дашь все, он пройдет свой путь, но если он твой – он всегда вернется. Не нужно держать, удерживать, пытаться менять человека. Это колоссальная потеря энергии – и все. Потому что дышать нечем. А когда ты его поддерживаешь – другое дело: это как на ладони – есть поддержка, есть пространство, но он никуда не уйдет. И он не падает – и ты сил много не тратишь. Намного дешевле себе и проще не пытаться людей менять. Нужно изменяться вместе с дорогими тебе людьми. Если мне нравится человек, я найду в себе силы изменить что-то в себе, чтобы избавиться от чувства дискомфорта рядом с ним, если я увижу, что что-то не так. Людей невозможно изменить. Они только сами способны измениться при условии, что они сами этого хотят. Любить – это принимать как есть и поддерживать.
«Дверь рая»: терпеливый ангел-хранитель над Одессой
21 ноября, на день архангела Михаила, на здании завода «Стальканат» должна появится скульптурная композиция «Дверь рая». Александр Милов опять-таки создает скульптуру со стальных труб. Композиция будет изображать ангела, зависшего в воздухе в позе лотоса с горящим мечом, лежачим на коленях, и мобильным телефоном в руках. По замыслу автора, ангел должен отсылать к образу Архангела Михаила. По легенде, Архангел Михаил победил зло, заперев его под землей, и после чего он охраняет вход в рай. Архангел Михаил, если верить преданию, будет исполнять роль судьи на Страшном суде. На горящем экране будут изображены часы, идущие в обратном направлении, зеркально текущему на данный момент времени. Их можно будет рассмотреть в отражении очков ангела. Это символ уходящего времени.
Александр Милов: Я не воспринимаю архангела Михаила в этой композиции как религиозный образ. Для меня это прото-образ, который сохранился нашим подсознанием. Мне нравится, что он связан со всеми ответвлениями христианства, иудаизмом, исламом. С индуизмом, правда, никак не связан, так я его поэтому в позу лотоса и согнул, чтобы он был промежуточным звеном между всеми. Я его хотел в воздухе повесить, но это невозможно. Поэтому фасад здания мы переделаем в небо – будет собран с плит разных тонов голубого и белого. Такой себе пиксель-арт с плиток метр на метр. Получится, что он сидит в облаках. Дальше его нужно было персонализировать. Просто с крыльями – он просто ангел, а с мечом – уже архангел. Но что он там делает – непонятно. Просто отображенные контуры искусством быть не могут. А мне нравилось, как у него хорошо руки лежат, ноги. И понятно стало, что нужно поиграть с зоной рук – дать что-то в руки. Что? А искал в Iphone, что мне было нужно. Так Iphone в руки и просился!
Не было сначала какой-то сверх-мысли. Это потом уже начинает додумываться: «Что ты хотел этим сказать?». Да я не знаю, что я хотел сказать. Просто картинка приходит готовая. Когда я «Любовь» делал, я не знал о чем. Это потом мне уже кучу слов написали, что там видят. Так для чего мы столько энергии затратим? Да, мы габаритами привлечем внимание, да, люди получат деньги и будут кормить свои семьи, да, мы отлично проведем время. Хорошо, но это не повод делать плевок в вечность – оно назад возвращается. Тем более, что это не себе в огород поставить, а в разместить в пространстве, где увидят люди. Кто-то может сейчас не понять, но потом будет гордиться, что он первым внизу стоял рядом.
Любовь была про отношение с другими, друг с другом, а «Дверь в рай» – про одиночество, точнее – про отношения с самим собой
Прошлая работа, «Любовь», была про отношение с другими, друг с другом, а это – про одиночество, точнее – про отношения с самим собой. Есть такие моменты, чистое состояние, когда ты головой ни о чем не думаешь, будто завис. Тогда и рисуется хорошо. Почему мы любим ходить в кино? Оно выключает у нас задачу думать, дает нам возможность идти за вектором, который нам дали. Нам в этот момент не тревожно, мы как в утробе, видим свет в конце туннеля. И этот туннельный синдром – он прекрасный. Он держит нас в состоянии внутреннего комфорта. «Я в домике». И эти границы являются границами нашего внимания. Почему эта тема с телефонами так пошла в мир? Не потому что все решили «Класс! Теперь есть поводки, за которые будут дергать и смотреть, где мы находимся!». Нет. Каждому дали свой маленький кинотеатрик, с маленькой дверкой, сквозь которую заходишь и можешь забыться. Каждый – маленький директор своей собственной планеты. Как там было? «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты», так и «Покажи мне свой телефон, и я скажу, кто ты». За 5 минут, просмотрев историю, что человек загружает больше всего с интернета, можно понять, что человека в жизни интересует.
И вот встречаются две формы – вечное, то, что существует не одно тысячелетие, и мимолетное, временное, уходящее. Архангел и телефон. Временность и непоколебимость вечного выделяют друг друга на контрасте. Это не так просто читается, как «Любовь». Но мне очень нравиться, что у города появится свой ангел-хранитель. Он высоко, над всеми, с мечом – защитник. Думаю, этот архангел может нагудеть на весь мир, и у наших людей появится прецедент самоидентификации: «Вот, мы горды за наших». Он будет символом, с которым люди смогут себя ассоциировать.
Думаю, этот архангел может нагудеть на весь мир, и у наших людей появится прецедент самоидентификации: «Вот, мы горды за наших». Он будет символом, с которым люди смогут себя ассоциировать
Мы выбрали Стальканат местом размещения, так как там огромные территории, которые нужно заставлять жить. Я с детства за этим зданием наблюдаю. Оно мне нравиться с точки зрения пространства – оно не зажато. Я придумал с десяток вещей, способных привлечь человеческое внимание. А оно обусловлено несколькими вещами – я на «Любви» это проверил окончательно и уже даже не пытаюсь поэтому повожу питать иллюзии. Если нечто вписывается в контуры обычного восприятия, то человек никогда не обратит на это внимание. Если человеку показать золотой слиток, это сработает на ассоциацию бытовую – деньги, а если слиток сделать побольше, куб такой, то человек подумает: «Ого!». Вот это внутреннее «ого» работает во всем. Если сделать скульптуру в человеческий рост – это манекен, это не искусство. Увеличиваешь или уменьшаешь фигуру, оставляя пропорции, и это уже интересно. Увеличиваем фигуру – и над городом будет огромный ангел-хранитель.
Лик Одессы: новейшие скульптуры и арт-объекты
Работы Милова известны далеко за пределами города. Они действительно становятся творческими прецедентами и арт-объектами, которые привлекают к Одессе все новых гостей, жаждущих их увидеть. Таких объектов действительно не хватает.
Александр Милов: Все, что сейчас существует в Одессе, поставленное за последние лет 20, оно очень странное. Скажем так: я люблю Уточкина, Давида Гоцмана перед милицией этого же автора. Они наполненные теплом. Что-то в них есть. А вот дальше на уровне чуйки многое не воспринимаю. Не люблю бабу в порту. Вроде бы хороший символ: с ребенком мужа ждет домой. Но нету в ней мамы. Нет – и все тут. Такое ощущение, что она и не рожала никогда. И ребенок у нее чужой. И все контуры вылизанные. Нет пространства для додумывания. Нет в них любви. И друг друга они не любят, и папу не ждут. Имитация движения. У нас много имитаций. Как часто делается? Госслужбам нужно освоить бюджет, половину украсть, найти того, кто за треть согласиться что-то сделать, списываем деньги. Многие вещи, думаю, именно так и рождались. Я никого за руку не держал, я просто смотрю и говорю, верю ли я этому произведению искусства, или не верю. Как ребенок 5-тилетний.
Вот Петя и Гаврик – это отличная вещь. Зная произведение, дорисовываешь образ. А не знаешь – они и сами по себе хороши. Эта композиция вызывает мысли: если ты думающее существо, поток сам включается. Екатерина, которая с графами стоит, мне меньше нравиться, чем памятник потемкинцам. Они вычурные, в них жизни мало. Хотя сила какая-то есть. А дальше начинаешь смотреть, не понимаешь. Мне нравится девочка на быке на 9-той фонтана. Сама по себе она классная. Но сумбурное решение с колоннами, не знаю – оно ли. А все эти мандарины-апельсины, сварные дешевые конструкции по городу, Эрнст Неизвестный и иже с ними, эти его трансформеры в яблоке – я их не понимаю. Очень тяжелое от них ощущение.
Там, где ты навязываешь символику, нужно быть очень внимательным. Я вот сейчас со своим архангелом немного играю в навязывание. Но я беру огонь на себя – посмотрим, чем оно закончится. Но я точно никого не оскорбил и 100% не делаю ничего плохого. А то, насколько я делаю хорошо хорошее, судить не мне
Я не говорю, что автор – г*вно, что это нужно уничтожить. Просто они должны найти себе место. Оно должно укатиться куда-то, где у тебя есть выбор: прийти посмотреть или не приходить. А там, где ты навязываешь символику, нужно быть очень внимательным. Я вот сейчас со своим архангелом немного играю в навязывание. Но я беру огонь на себя – посмотрим, чем оно закончится. Но я точно никого не оскорбил и 100% не делаю ничего плохого. А то, насколько я делаю хорошо хорошее, судить не мне.