
Ланжерон: верните одесситам их старые камни!
Помните у Шуфутинского? «Пахнет морем, и луна висит над самым Ланжероном». Сейчас на Ланжероне пахнет не только морем, но и стройкой, выхлопами автомобилей, остатками еды в переполненных урнах.
Пляж или стройплощадка?
Ланжерон - «часть одесского берега» (как писал Юрий Олеша) – не только один из самых популярных одесских пляжей, он нередко попадает и в ТОП-10 самых известных украинских пляжей. Сюда приходит много одесситов, сюда приезжает много туристов. В жаркий летний день эта узкая полоска земли густо заселена уже в восемь утра.
В этом районе располагалась дача Новороссийского генерал-губернатора, градоначальника Одессы Александра Ланжерона, которую он завещал городу для создания публичного пляжа. Об этой «точке на карте» писали Валентин Катаев, Юрий Олеша, Лев Славин, Иван Нечуй-Левицкий, Корней Чуковский, Владимир Сосюра… Тут бывал Пушкин. Во время Крымской войны в 1854 году береговые батареи отбивали здесь атаку англо-французской эскадры.
Сейчас здесь то ли пляж, то ли стройплощадка, то ли оживленная автомагистраль, то ли автостоянка. Не поймешь! Наверное, что-то среднеарифметическое. Сначала открыли шлагбаум для проезда машин (за семь гривен).

Хотя как-то плохо совмещаются пляж или Трасса здоровья (где люди гуляют, бегают, катаются на велосипедах и роликах) со снующими туда-сюда машинами (в том числе, грузовиками). Одесса и так очень сильно загазована. Многие приходят к морю не только поплавать и позагорать, но и элементарно подышать возле моря более чистым воздухом, насыщенным йодом и бромом. Понимаю, что должна, например, проехать машина с инвалидом, с пожилым человеком, которому трудно спуститься к пляжу, но не массовый же заезд всех желающих. В нескольких предпляжных местах появилась большая схема, понятно разъясняющая отдыхающим, где им еще можно передвигаться пешком, а где уже автомобильные маршруты.
Потом закипело строительство возле дельфинария «Немо», на раскаленных солнцем ланжероновских каменных плитах - любимом месте отдыха многих одесситов.

«Вот это мой пляж, - показывает местный завсегдатай Василий Петрович рукой на стройку, - двадцать лет ходил на эти плиты. Теперь нас их лишают, и никто не спросил, что мы об этом думаем». Кроме того, строительство проводится не теплой весной, а в разгар пляжного сезона. Хотя, если не изменяет память, набережную грозились достроить еще до Первомая. Почему такое отношение к одесситам и гостям города?

Информационные стенды с карманами красочно изображают эту территорию в недалеком будущем. Набережная, паркинг для посетителей дельфинария, причал для яхт… В общем «здесь будет город-сад». Разумеется, все во благо человека, все «в интересах трудящихся». Только вот много ли среди одесситов владельцев яхт? Другое дело - рекламируемые на припляжных скамейках морские прогулки на яхтах за кругленькие суммы.
Первый вице-мэр Николай Ильченко отмечает, что благоустройством территории занимается фирма, которая ранее выстроила здесь гостиницу. Говорит, берегозащитные сооружения тут неудовлетворительные. Вот застройщик и хочет укрепить, и набережную сделать. В то же время, говорит Ильченко, городские власти выступили против планов фирмы возвести здесь некие объекты, это будет набережная для прогулок горожан. Движение авто в непосредственной близости от морских вод городские власти тоже объясняют строительством - когда оно завершится, набережная будет для транспорта закрыта.
Только вот не верит значительная часть горожан в благие «набережные» намерения компании-строителя. Все ищет, где же «собака зарыта». Потому что частенько под ширмой «общественного благоустройства» видели лишь личное благоустройство инициаторов.
Непонятно, что и как здесь в дальнейшем будет. Но уже понятно, чего здесь не будет – места для купания, уголка старой Одессы. Это было больше, чем просто часть пляжа – это был одесский микроклимат, уют привычного мироуклада. На этом пляже выросли поколения одесситов, здесь отдыхали, знакомились, общались… Сегодня все это ломается через колено. Придется ютиться на тех оставшихся плитах, которые еще не благоустраивают.
Запрет тонуть
Удивительно все как-то в Одессе. То, что надо бы оставить, - ломают. А то, что крайне необходимо убрать, - оставляют. Многое давно надо бы «долой с пляжа». Грязный песок, обшарпанные лестницы с отбитыми частями, разбитый асфальт, мусор на прибрежных склонах, бегающие вокруг собаки «бомжеватого» вида. Недавно были сообщения о вырубке насаждений в ланжероновской зелёной зоне. Когда появится должный доступ для инвалидов? Урн и контейнеров «Союз» предостаточно, но некоторые из них заполнены сверх меры. Туалет – три гривны. Не многовато ли? Трасса здоровья - вечерами полутемная, слабо освещаемая нечастыми лампами между ветками деревьев.
И вообще на «Ланжероне» все меньше пляжа, все больше - бизнеса. Найти «необитаемый островок» бесплатного песка между платными топчанами, зонтиками и шезлонгами все сложнее. Ларьки и кафешки не только на верхних террасах, но уже захватили даже часть песочной территории. Самое демократичное время – вечер. Топчаны сложены, зонтики свернуты. На пляже сразу же становится заметно свободнее.
Из положительного бросается в глаза достаточно большое количество раздевалок, скамеек. Есть детские развлечения – горки, надувные бассейны с фонтанчиками и прочие аттракционы. И даже батуты - как свидетельствует пояснение – для подготовки космонавтов, летчиков и высококлассных спортсменов. Компенсация за запуск на пляж машин – расширенная пешеходная дорожка, с ограждением и освещением. В частности, между рестораном «Хуторок» и кафе «Хвиля». А «Инвестбанк» даже открыл свое отделение на пляже и банкомат установил. Но мало этого, слишком мало.
Когда уже над Ланжероном (и другими одесскими пляжами) будет развеваться «Голубой флаг» (не путать с Партией регионов!), который присуждается за следование международным экологическим стандартам и является cамой известной в мире наградой для пляжей?
Почему, например, пляжи Евпатории уже три года подряд получают «Голубой флаг»? В этом году его вручили трем пляжам и самому городу. Почему в Ялте три пляжа – обладатели этого титула? Один «голубофлажный» пляж есть даже совсем по соседству - в Ильичёвске.
Критерии «Голубого флага» – это качество воды, чистота песка, утилизация отходов, охрана прибрежных территорий, качество сервиса, организация медицинской помощи, источники питьевой воды, доступ к туалетам, душевые, защита природных богатств побережья, запрет на движение автотранспорта, приспособленность для людей с ограниченными возможностями передвижения, запрет на выгуливание животных…
Критерии, требующие больших усилий. Понятно, что проще сделать, как в Киеве, где зарубежным футбольным фанатам запретили (насколько только это реально?) купаться в Днепре… чтобы не утонули. Тамошние городские власти объяснили это тем, что фанат может выпить лишнего и утонуть, а потом будут говорить, что «у нас пляжи не готовы».
Не помню, чтобы одесские городские власти заикались на «голубофлажную» тему. Но ведь именно это показатель цивилизованности пляжного хозяйства. Есть правила поведения на воде, есть правила поведения на берегу. Ни те, ни другие у нас часто не выполняются.
Интересно, нынешняя ланжероновская стройка – это путь к флагу или от флага?
Коментарі