Зацветут ли снова склоны на одесском Фонтане: пережили ли краснокнижные цветы нашествие отдыхающих (ФОТО, ВИДЕО)
Одесские экологи проверили, как себя чувствуют высаженные на склонах Большого Фонтана цветы и установили предупреждающие таблички. Вместе с энтузиастами-цветоводами на склонах побывал корреспондент 048.
На 11 станции мы встретились с Владимиром Яценко. Он принес таблички с предупреждением для отдыхающих о том, что на склонах высажены цветы. На выходных, когда многие одесситы отправились на склоны на пикники, появился эмоциональный пост Ольги Радченко-Немитовой о том, что цветов больше нет – их вытоптали и вырвали.
«Мы опоздали всего на пару дней»
Владимир Яценко рассказал, что экологи планировали установить предупреждающие таблички и всего на пару дней опоздали – не ожидали, что так быстро потеплеет. Он был на склонах на выходных и общался с отдыхающими, убеждая их вести себя аккуратнее и следить за детьми.
«Я не конфликтный человек, я сажаю цветы, а не морды бью», - рассказал эколог.
По его словам, в большинстве своем отдыхающие реагировали на замечания адекватно. Порадовало то, что в последние годы многие стали приезжать со своими переносными мангалами и углем – костров на склонах жгут гораздо меньше, чем ранее. Для того, чтобы цветы не вытаптывали, уверен Владимир, нужно говорить с людьми, объяснять, показывать. А они в свою очередь должны говорить с детьми и учить их не рвать цветы. Это сложно, долго, но это работает.
Цветы высаживают на верхушках склонов. Если не обрывать их во время цветения, они дадут семена и цветочный ковер будет спускаться вниз к самому пляжу. Практически все это – краснокнижные виды. И за их уничтожение предусмотрены штрафы. Беда, по словам эколога, не столько в отдыхающих и их детях, сколько в тех «предприимчивых» особах, которые норовят выкопать луковицы и продать их на Привози или около одного из кладбищ в преддверии Проводов. По словам Владимира Яценко, достаточно было бы просто заставить работать закон. Просто начать штрафовать за уничтожение редких цветов. Ведь есть полиция и муниципальная охрана. Список краснокнижных растений есть на сайте городского совета. Не хватает только желания чиновников хоть что-то делать.
С потерями, но растения все-таки пережили нашествие отдыхающих. Луковицы уцелели и, скорее всего, если не случится ничего из ряда вон выходящего зацветут снова следующей весной. Больше всего повезло цветам в лунках деревьев.
Цветы на склонах «Отчаянные цветоводы» сажали вместе с общественниками из организации «Уличный Фронт». Владимир Яценко рассказал, что парни из «Уличного Фронта высадили только на одном склоне от 7 до 10 тысяч луковиц. Деревья сажали активисты «Зеленых склонов Большого Фонтана». Посадили около 4 тысяч саженцев.
Грустно, но факт: посадку деревьев пытались «вписать себе в заслуги» сотрудники коммунального предприятия «Побережье Одессы». При том, что одесские чиновники закупают саженцы по 1000 – 1500 гривен, 4 тысячи высаженных деревьев – серьезный шанс «озелениться» ничего не делая.
«Что мы, поколение пятидесятилетних, оставили после себя в этом мире?»
Работа экологов и одесситов-энтузиастов по озеленению склонов и высаживанию краснокнижных цветов длиться уже более 3 лет. Валерий Яценко увлекательно рассказывает об истории «зеленых Партизан», о том, как зародилось и развивалось это движение в США и Европе. У нас, по словам, эколога, люди пока легче объединяются для того, чтобы вместе что-то снести незаконное, чем для созидательной деятельности. Но к «Отчаянным цветоводам» присоединяются охотно. К высадке цветов подключаются даже случайные прохожие.
«Нет видения будущего»
В Одессу приезжают туристы 1 апреля и потом только летом, отдыхать у моря, рассуждает эколог. Апрель и май – мертвый сезон. А ведь можно, по примеру Кекенхофа, королевского парка цветов в Нидерландах, создать объект, который захотят посетить сотни тысяч туристов. Гулять и фотографироваться среди миллионов благоухающих цветов захотят многие. Можно организовывать экскурсии, туры одного дня, как в знаменитую долину нарциссов. Все это можно сделать, не хватает только одного – общего видения нашего будущего.