Церковный вопрос: Чего ждать в Одессе
Итак, главная интрига последнего времени разрешена. Украина получила зеленый свет на развитие своей церкви. В общем - закономерная финишная прямая для обретения полной независимости нашего государства.
Что и как понимать под вчерашним решением Синода Вселенской Патриархии?
Начнем с главного: Украина получила полное церковное право формировать свою церковь. Оптимисты несколько преувеличили, когда стали праздновать получение самого Томоса. Однако, сам Томос на данной стадии - просто формальность. На самом деле, Константинопольский Патриархат пересмотрел ряд исторических документов и моментов и вернул под свой омофор Киевскую митрополию, которую почти 400 лет назад в сложный для Константинополя момент увела и переподчинила себе.
Далее, главам местных неканоничных церквей - УПЦ Киевского патриархата и УАПЦ были отменены анафемы (отлучения от Церкви), поскольку те были наложены не по догматическим, а по политическим соображениям и противоречат церковному порядку.
При этом, оптимисты также немного забежали наперед, заявив, что эти две украинские церкви получили признание. Это не так. Просто священники, которые перешли в эти структуры восстановлены в сане, а миряне - снова члены большой христианской семьи.
Тут важно отметить, что предстоятель УПЦ КП Филарет отныне не патриарх, а митрополит, ведь его московская церковь пыталась низвергнуть из сана, когда тот был в сане митрополита.
Ну и третье - Константинополь попросил украинскую паству не лить воду на мельницу московской пропаганды и не отбирать у теперь уже неканоничной УПЦ МП храмы и монастыри. Почему неканоничной? Да потому, что Константинополь вернул себе Ставропигию над Киевской митрополией, а нынешних архиереев УПЦ МП никто с Константинополем не обсуждал.
Что будет дальше?
При том, что нынешняя УПЦ МП получилась вне церковного Закона, никто выгонять их священноначалие из Украины не намерен. Они будут и в первые дни, мы даже не увидим каких-либо тектонических движений в этой области.
Тем более, что до формального получения Томоса, должно пройти некоторое время, а именно, состояться объединенный Всеукраинский архиерейский Собор, где представители УПЦ КП, УПЦ МП (те, кто пожелают), УАПЦ объединяться в единую церковь, которая и получит документ о признании.
Еще раз напомню, до этого момента формально УПЦ КП и УАПЦ имеют статус самопровозглашенных церквей и массового перехода в них священноначалия УПЦ МП ждать не стоит.
По сути, все три основные православные церкви до официального оформления (а это вопрос нескольких дней) Константинопольской Ставропигии являются одинаковыми по статусу самопровозглашенными церквями.
От Московского патриархата, который уже неофициально объявил религиозную войну Константинополю, следует разве что ждать дальнейшей радикализации и провокаций силовых конфликтов, на которые намекали ранее. Если же украинцам удастся не втянуть себя в игры Москвы, это будет еще одним сильным козырем в том числе и в нынешней войне.
Чем может обернуться?
Вообще, решение украинского церковного вопроса здесь в Украине мало чего изменит. Да, все эти жуткие истории с освещением московскими попами оружия для террористов, отказом отпевать православных других конфессий будут и дальше продолжаться. И здесь вряд ли можно что-то объяснить с теологической точки зрения.
Но, в конце концов, у нас и ранее существовали эти же церкви, а кроме этого существует та же Греко-католическая церковь, которая никуда не денется.
Да, существует риск для небольших конфликтов на конфессиональной почве, но не более.
Единственное, чего стоит опасаться - так это превращения Украины в еще одну Россию с тамошним большим клерикальным влиянием.
Украина должна быть мудрее и не должна забывать о мощном представительстве здесь Римо-католической, Греко-католической церквей, протестантов, в том числе и традиционных для нашей страны, а также мусульман, ведь те же крымские татары являются в Украине коренным народом и мы должны защищать их исламские традиции.
Не стоит здесь и лишать специального статуса лавры и уникальные исторические и архитектурные памятники, бездумно отдавая их новой церкви. В конце концов, это общее историческое наследие, включая представителей всех конфессий и даже атеистов.
Важно здесь и не допустить большой переориентации чиновников в новую церковь, которые так любят выставлять свою религиозность напоказ и решать внутри церкви свои бизнес-интересы или поддерживать влияние. Именно тогда мы станем сильнее.
Что потеряла Москва?
Ну и наверное самый интересный аспект всей этой церковной перезагрузки. Здесь важно понимать то, что не мы с вами приобрели эту Независимость, а как и в 1991 году так распорядилась история.
Возвращение на украинскую землю Константинопольского патриарха гораздо меньшее значение в геополитическом процессе имеет, нежели низложение здесь Московской патриархии.
Вчера, 11 октября 2018 года, Россия наконец-то потеряла претензию на Третий Рим. Потеряла скорее по глупости, ведь еще полгода назад она могла упредить происходящее и сама могла предоставить Томос Украине, решив таким образом не только проблему церковного раскола в нашей стране, но и обеспечив себе надежного партнера в православном мире.
Однако, недооценка происходящего и излишняя самоуверенность отодвинула Москву на окраину христианской цивилизации.
Без особых математических и социологических расчетов, можно констатировать, что Москва пала окончательно. Пала, как имперский город во всех смыслах.
На пороге российской агрессии против Украины мир, на примере нашего сопротивления и Революции достоинства увидел, что мы не хотим быть против своей воли в союзе с Россией. Теперь такой же пример показан на еще одном важном - религиозном примере.
Теперь у России нет ни одного козыря, чтобы вообще претендовать на какое либо доминирование над нашим государством.
Более того, Украина обозначила четкую дорожную карту для Молдовы и Белоруссии, как от этого влияния избавиться.
Как и 400 лет назад, Россия оказалась на периферии цивилизации, без аргументации на расширение и влияние. Претензии есть, а вот аргументации больше нет. Просто мировая бензоколонка и не более.
И так, каждый вечер в эфире российского ТВ показывают, что ни сиюминутные проблемы и конфликты раздражают Россию, а тот факт, что Украина, как мост между Европой и Россией больше не есть таковой. Никаких связей, никакой “общности” истории. И Константинополь это подтвердил. Как и сейчас Крым, так и тогда Киевскую кафедру Москва попросту нагло и подло украла, аннексировала, а не получила в виде трофея.
А Константинополь в этот же момент все это получил. Вернул себе огромнейшее влияние на 40-миллионную страну, на всю Восточную Европу, заложил фундамент для возвращения также украденной Минской и Молдавской кафедр и отодвинул от себя предстоятелей более мелких и малочисленных патриархатов Ближнего Востока и северной Африки.
Это красивый реванш и филигранная игра, в которой у самовлюбленного противника изначально не было шансов.
Что будет в Одессе?
Для нас это, конечно же, самый интересный вопрос. Религиозно Одесская область настолько монополизирована Московским патриархатом, что дальше некуда.
Такие крупные города, как Измаил или Подольск, вообще не имеют альтернативы этой структуре. А в самой миллионной Одессе храмов УПЦ КП всего несколько, да и кафедральный храм - это церковь при больнице, на фоне сотни монастырей и величественных храмов УПЦ МП.
И вскоре большая часть вытекающих отсюда проблем не решится.
Как показывает церковная практика, здесь победит хитрейший.
Область поделена сразу на две епархии УПЦ МП. В обоих - достаточно жесткие митрополиты. Алексей Саввин - этнический россиянин, идеей которого является не только полное подчинение Москве, но и личная смерть в Одессе. Смешно? А вы зайдите в монастырь и найдите там мавзолей с инициалами еще живого митрополита. Да, там похоронена его мать и еще ряд родственников. Верит ли кто в то, что Агафангела отсюда будут гнать? Да нет, конечно.
Другое дело в Алексее Грохе - епископе Балтском. Тот - этнический одессит и очень тонко чувствует те процессы, которые происходят в обществе. Кафедра его находится далеко не в самом крупном городе епархии, да и сама его вотчина населена подавляющим большинством украиноязычного и украиноцентричного населения. Здесь создание параллельной структуры закончится для молодого епископа крахом карьеры, так что ожидать от него долгих раздумий не придется.
В самой Одесско-Измаильской епархии также не все так просто. Здесь будет активнее наступать не только украинская церковь, но и румынская, которая пока что приостановила экспансию.
Агафангел силен пока что своим влиянием на местные элиты, чего скоро не будет, а также почтенным возрастом. И здесь не стоит думать, что промосковские силы смогут очень долго держаться.
Другое дело - монастыри. Большинство из них возглавляют явные украинофобы, а с этим - тяжелее. И даже давать какие-то прогнозы сложно. А вот церкви и благочиния - да. И тут есть целый интернационал обиженных на Агафангела. Здесь подвижки начнутся в ближайшее время.
Это прогнозы. Можно было бы вспомнить слова игуменьи Серафимы Шевчик - настоятельницы Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря в Одессе, что ее вынесут из обители в гробу… Но хитрая комсомолка-игуменья не уточняла, в каком именно патриархате она собралась умирать, и здесь вопрос открытый.
Однако, опасаться все-таки стоит. Еще раз напомню историческую формулу отступления, которую всегда реализовывала Москва: “Москва спаленная пожаром Французу отдана...”.
Как и в случае с провалом “русской весны” в Одессе, когда в огне погибли много ее сторонников, как и в случае с пожаром 1814 года в Москве, не нужно сбрасывать со щитов то, что Россия пожелает сжечь какую-то лавру или другую святыню перед отступлением. С этих убудет. Более того, как и в случае с Одессой - огонь - прекрасный аргумент для политических спекуляций потом.
В общем, такие на сегодня дела. Ждем объединение, Томос… Готовим огнетушители и попкорн, чтобы с упоением смотреть, как тает на глазах последний бастион Российской империи.