Эксперты рассказали о проблемах при закупке топлива: Одесская область не исключение
Вместо того, чтобы экономит деньги украинцев, используя процедуру открытых торгов, чиновники ищут способы переплатить своим "любимым" поставщикам. И находят. При закупке топлива ухитряются не только переплачивать, но и покупать то, что использовать вообще запрещено.
Об этом идет речь в новом секторном отчете антикоррупционной общественной организации Трансперенси Интернешнл Украина, представленном 28 февраля.
"Заправились на ProZorro: как закупали бензин и дизель" - это отчет, подготовленный при поддержке проекта USAID / UK aid «Прозрачность и подотчетность в государственном управлении и услугах / TAPAS».
Аналитики проекта DOZORRO исследовали закупки горючего через электронную систему ProZorro в 2018 году. И выяснили основные тенденции и проблемы этого сектора рынка горючего Украины.
Отметим, что проблемы, описанные в отчете, актуальны и для Одесской области. Ранее мы рассказывали вам о расследовании, в ходе которого в Одесской области выявили нарушений на 3 миллиона гривен. Кроме того, мы уже писали о том, как одесская "Муниципальная варта" закупает бензин, имея в своем распоряжении только транспорт, работающий на дизельном топливе.
В 2018 году, закупив топлива более чем на 13 миллионов гривен, чиновники в Одессе и области сэкономили всего 25 тысяч гривен.
Как обстоят дела с закупками топлива в целом по стране рассказали аналитики Дозорро:
Одной из особенностей рынка топлива в публичных закупках является большое количество дополнительных соглашений на повышение цены. Некоторые поставщики часто злоупотребляют ими: занижают стоимость для победы в тендере, а затем постепенно поднимают цену до рыночной. Лидер по количеству дополнительных соглашений является компания "Ливан Торг". В одной из закупок фирма через дополнительные соглашения с коммунальщиками увеличила цену бензина А-92 со стартовых 15 грн до 29 грн за литр. Вследствие чего вместо 20 тысяч литров по новой цене купили вдвое меньше топлива.
"Проанализировав рынок топлива в ProZorro, мы увидели определенные проблемы. Одна из самых острых — это повышение цен уже после подписания договора. Примечательно то, что каждое второе такое дополнительное соглашение было заключено уже в первый месяц после подписания договора. Это может свидетельствовать о признаках ценового демпинга ради победы в тендере. Решить эту проблему может новый проект закона "О публичных закупках", который предлагает ввести понятие "аномально низкая цена". То есть если участник предлагает цену, которая на 40% отличается от среднерыночной — он будет вынужден ее обосновать, в противном случае его ждет дисквалификация", — прокомментировал Иван Лахтионов, директор программы инновационных проектов Трансперенси Интернешнл Украина.
В 2018 году государство заправилось в ProZorro на бюджетные 13,5 млрд гривен. При этом на дизель Украина потратила почти в четыре раза больше, чем на бензин. За бензин заплатили 2,9 млрд грн, тогда как за дизель – 10,6 млрд грн.
Министерство обороны Украины и Национальная полиция Украины — самые большие покупатели бензина в ProZorro. А главными "заправщиками" государства является "ОККО контракт" (ОККО), "Нефтетрейд ресурс" (WOG) и "Ливайн торг", которую связывают с группой "Приват". Вместе эта тройка получила 76% средств на бензин А-95 или 47% всех договоров.
Цены WOG в среднем были выше на 2,8 грн за литр А-95, чем у конкурентов. Это объясняется тем, что большинство своих контрактов WOG, в отличие от ОККО, заключили через прямые соглашения. По подсчетам аналитиков, использование конкурентных процедур закупок ProZorro позволило сэкономить государству до 3 грн на литре бензина.
Транспортники "Укрзализныци" и Минобороны купили 77% всего дизеля в 2018 году. Три компании — "Фидея", "Анвитрейд" и "ОККО Контракт " — продали государству через ProZorro 60% всего дизеля. Больше всего на этом заработала компания "Фидея", зарегистрированная в 2017 году — 2,6 млрд грн.
Большинство закупок дизеля (61%) и каждая четвертая закупка бензина были неуспешными в 2018 году. Или участники не приходили на торги, или же заказчик их дисквалифицировал. Иногда заказчикам следовало приложить немало усилий, чтобы заправить свои автомобили. Например, Виньковецкая больница ветеринарной медицины 8 раз безуспешно пыталась закупить бензин.
В Украине до сих пор за бюджетные средства покупают бензин А-80, который запрещен в обращении из-за своей неэкологичности (стандарт Евро-4). Больше всего его покупали лесные хозяйства. Всего потратили минимум 627 тысяч гривен.
"Сегодня в Украине работает одна из лучших систем электронных публичных закупок в мире. Теперь важно построение функционального механизма проверки и контроля законности этих закупок, в том числе, и в сфере горючего. Ведь государство тратит значительные средства на это — более 13 млрд грн. А это, для сравнения, превышает нынешний бюджет Харькова. Анализ, выявление и ликвидация нарушений в сфере закупки энергоресурсов особенно важно, поскольку это помогает искоренять коррупцию. Проект TAPAS и в дальнейшем будет поддерживать реформы, которые способствуют улучшению прозрачности и открытости государственных процессов в Украине", — отметил Петр Матияшек, руководитель проекта TAPAS.