“Домой”: фильм, после которого одесситы выходят из зала в слезах
Фильму Наримана Алиева “Домой” после премьеры на Одесском международном фестивале аплодировали 10 минут. Если вы посмотрите этот фильм, то поймете, что это очень и очень мало. Фильм заслуживает гораздо более продолжительных оваций. Многие зрители выходят из зала рыдая.
Сюжет фильма, на первый взгляд, незамысловат. Главный герой - Мустафа, несмотря на то, что играет его очень харизматичный актер, по сюжету простой человек, всю жизнь проработавший в огороде и на базаре. Его сыновья Назим и Алим покинули Крым. Назим погиб на войне на Донбассе. В Песках. И Мустафа приезжает в Киев, чтобы забрать домой тело старшего сына и увезти с собой в Крым младшего Алима. На этом, пожалуй, простое в фильме заканчивается.
Картина начинается с того, что тело погибшего воина отцу должны выдать в цинковом гробу. Но так тело Назима не ввезти в Крым. Отцу приходится “решать вопрос” с доктором и далее сложные вопросы нарастают, как снежный ком. Несмотря на то, что здесь вам и конфликт поколений, и конфликт мировоззрений, и конфликт набожности с нерелигиозностью, фильм не перегружен деталями. Он абсолютно честен и кристально чист - сюжету, актерам, визуальному ряду и даже звукам сразу веришь. Ничего надуманного, ничего лишнего. И дорога домой становится дорогой к чему-то неизмеримо большему.
На стороне Алима вроде бы и здравый смысл, и простое, искреннее юношеское отношение к жизни. Парень учится на журналиста, выучил украинский язык и связывает свое будущее со страной, за которую отдал жизнь его старший брат. В Крыму его не только не ждет лучшее будущее, но и гарантированы проблемы. А в прямом и несколько деспотичном его отце столько правды, что от нее уже не отвертеться. Без пафоса, без клише и затертых фраз, актер Ахмет Сейтаблаев смог воплотить образ человека, в котором живет память и боль его народа.
Дом, который отобрали, разорвав семьи, искалечив жизни, отняв самых дорогих людей. Дом, возвращение в который у кого-то ушли десятилетия, а кому-то не хватило целой жизни. Дом, который любой ценой нужно не отдать врагу, даже ценой жизни в оккупации. Алим, очевидно, не сможет остаться дома. Но желание вернуться домой становится ему все более близким и понятным. В гораздо более глобальное “ДОМОЙ” приводит его общение с отцом, могила дедушки, так и не дожившего до того дня, когда крымским татарам удалось вернуться на родину. Даже общение с дядей, застрявшим между “мирами” Мустафы и Алима, играет важную роль.
Мустафа, герой Ахмета Сейтаблаева, тоже развивается. При том, что родной дом и стремление к нему остается центром его вселенной, для него расширяются границы семьи и становится больше тех, кого он готов считать своими.
К героям проникаешься сочувствием и трагедия, на которой “обрывается” картина, кажется такой огромной, что вот-вот раздавит. И решения нет. И выхода нет. И представить себе сколько-нибудь благополучное разрешение этой трагедии нет никакой возможности. Но эту трагедию нужно хоть несколько секунд прожить вместе с Алимом. Ведь “мы никому не нужны, кроме самих себя”.
Посмотрите фильм "Домой" обязательно, как только представится возможность.
* Нариман Алиев – 26-летний крымскотатарский режиссер, и это его первый полнометражный фильм. В главных ролях - режиссер и актер Ахтем Сейтаблаев и не профессиональный актер Ремзи Билялов.
Сценаристами фильма выступили Нариман Алиев и украинская режиссер, сценарист Марыся Никитюк. Продюсер – Владимир Яценко. “Домой” Наримана Алиева завоевал награду за лучший фильм на международом кинофестивале в Бухаресте, а также был участником конкурсной программы Каннского кинофестиваля "Особый взгляд".
Напомним, ранее мы рассказывали вам о том, что смотреть на ОМКФ-2019 сегодня.