Первые «Архитектурные Сезоны» собрали в Одессе лучших украинских и европейских архитекторов
Масштабное международное мероприятие на тему архитектуры, дизайна и урбанистики «Архитектурные Сезоны» прошло в Одесской национальной научной библиотеке на Пастера, 13.
Ивент собрал ведущих украинских и европейских архитекторов. Инициатива проведения мероприятия принадлежит председателю совета директоров строительного холдинга ЗАРС Георгию Бочоришвили.
«Мы ставим перед собой цель сделать Одессу центром культурного притяжения для всей страны, — отметил во вступительном слове Георгий Бочоришвили. — В наших планах проводить Архитектурные Сезоны каждый год в течение 3-5 дней, в рамках которых будут выступать лучшие спикеры, организовываться тематические выставки и встречи, появляться новые идеи сотрудничества и коллабораций среди представителей профессионального сообщества. Мы верим, что это мероприятие будет способствовать появлению новых возможностей для развития Одессы и других городов, а также популяризации темы хорошей архитектуры и дизайна в обществе».
Председатель Одесской областной государственной администрации Сергей Гриневецкий поблагодарил организаторов мероприятия за выбор в качестве площадки Одессу.
«Тема, которую поднимаете, вечна, — отметил Сергей Гриневецкий. — Архитектура, урбанистика — эти вопросы выходят на повестку дня. Говоря про урбанистику, для одесситов можно выбрать 10 направлений запросто. Парковки, мусор, велодорожки. Но мне важно, чтобы в перспективе были равные возможности для всех граждан. Нам надо комплексно подойти, и без государства тут не обойтись. Я очень рад, что именно в Одессе проходит этот ивент».
«Мы все любим Одессу. Голос Одессы – это Ойстрах, Рихтер. Слава Одессы – это великие художники, которые родились тут, — уверен председатель правления Банка «Восток» Вадим Мороховский. — Красота Одессы – это архитектура, которую дали Бернардацци, Минкус, а в наше время — Каркашадзе. Без архитектуры не будет славы Одессы. Без урбанистики не будет развития города. «Архитектурные сезоны» – важнейшее событие, так как без современной архитектуры невозможна жизнь нашего города. Можно и нужно воспитывать своих архитекторов. И бизнес, и власти дадут возможность создать новую Одессу. Так как сегодня многие здания не соответствуют стилю города, важнейшей задачей для нас является – изменить эту тенденцию».
Одесская национальная научная библиотека серьезно подготовилась к событию и открыла выставку старинных изданий с редкими архитектурными иллюстрациями.
«Книги, которые мы представили, показывают, насколько великолепное наследие оставляет профессия архитектора», — отметила генеральный директор библиотеки Ирина Бирюкова.
Главной темой первых «Сезонов» стал один из самых актуальных для Украины вопросов — архитектурное развитие городов с историей и создание проектов, которые вписываются в контекст, подчеркивая аутентичность выбранного места.
Перед участниками ивента выступили ведущие украинские и европейские архитекторы, специальными гостями стали преподаватели украинских и европейских вузов, законодатели современной урбанистики с мировым именем.
Первым свою концепцию представил известный одесский архитектор, руководитель бюро «Декарт студио» Анатолий Ескарев. Вариант реконструкции исторического центра, о котором писала «Думская», сохраняет исторический облик фасадов и одновременно создает современную и комфортную для проживания среду.
«В Одессе нет целостной картины восприятия, — отмечает Ескарев. — Власть бьется с вопросами, которые словно в аттракционе выскакивают то тут, то там».
Сооснователь и совладелец архитектурной группы «ЛИК» Александр Леонов поднял тему фасадов, как лица проекта и того, что спустя много лет они становится визитной карточкой, как архитектора, так и всего города. В качестве примера зодчий привел свои работы на пересечении Осипова и Большой Арнаутской.
«В Одессе каждый раз предлагая современные образы, мы сталкиваемся с негативной реакцией общества, — отмечает Леонов. – У многих сложилось впечатление, что современные материалы – это что-то дешевое, но это дорогие высокотехнологичные материалы, которые позволяют нам создавать, в том числе неоклассические фасады. Фасадные решения создают тот мир, в котором растут наши дети. И этот мир может создавать гармоничных людей, поэтому за этим фоном, внешней оболочкой зданий нужно следить».
Киевский дизайнер, архитектор, основатель и руководитель мастерской Sergey Makhno Architects Сергей Махно, пропагандирующий симбиоз современной архитектуры и украинских национальных традиций, призвал создавать простые вещи, тем самым исключая конфликт с уже существующей средой.
«К сожалению, в современной украинской архитектуре есть много зданий – откровенных уродцев, — считает Сергей Махно. — Их построили только потому, что дали денег. Мне бы хотелось, чтобы бессовестных людей без вкуса было меньше».
Европейское видение современной урбанистики представил главный архитектор tconcept (Нидерланды) Виллем-Йост де Фрис, который участвовал в перестройке целых кварталов в центральной части Лондона и Амстердаме. В настоящее время Виллем-Йост де Фрис работает над проектами в 15 странах.
Голландец призвал не повторять ошибок 60-70 годов, когда города развивались в угоду автовладельцев.
«Пространство между зданиями важней самого здания, — уверен зодчий. — Все усилия нужно направлять на то, чтобы создать здоровый город. У вас в Одессе, очень много зелени, и это нужно сохранить, и это ваша большая ответственность, чтобы город стал красивее, чем сейчас. В Европе было много ошибок, когда город трансформировался в угоду транспорту, когда жертвовали озеленением и пространствами для общения. Бетонные, безликие коробки нужно выбросить. Давайте не повторять ошибки».
В свою очередь, его коллега голландский урбанист японского происхождения, преподаватель Академии Архитектуры в Амстердаме, CEO MADMA Urbanism + Landscape Хироки Мацуура считает, что в первую очередь необходимо думать о том, что добавит в окружающую среду новый дизайн.
«Мы часто говорим про форму, материал, цвет, — отмечает Хироки Мацуура. – Но, самое важное — что изменит или добавит дизайн в окружающую среду. Я покажу самые разные проекты в области урбанизма, ландшафтного дизайна и архитектуры. Несмотря на разноплановую основу проектов, их объединяет один подход – усиление часто скрытого потенциала контекста проекта».
Архитектор продемонстрировал восемь проектов разных лет от школьного кампуса, включающего в себя лес, до перестроенного военного предприятия в центре Киева, с сохранением каркасов ангаров и теплоцентрали.
Вместе с тем, Хироки Мацуура противник стилизации, когда при строительстве нового здания делают вид что, оно построено 100 лет назад.
«Этим вы плюете на свою историю, так как современность тоже должно остаться в историческом пласте, в развитии архитектуры», — уверен урбанист.
Участники ивента получили возможность ознакомиться с опытом Львова и Харькова. Бывший главный архитектор города Льва, автор полулярного Youtube-канала об урбанистике Chaplinsky_VLOG Юлиан Чаплинский рассказал о своем опыте работы с застройщиками и компромиссах, идущих на пользу города.
Олег Дроздов — основатель, главный архитектор компании Drozdov & Partners и Харьковской школы архитектуры, призвал использовать традиционные материалы, привычные для региона.
«В одном из проектов я использовал старинный кирпич от разобранного дома для отделки фасада нового здания, — вспоминает автор киевского Театра на Подоле. — Лучшим комплиментом было: «Я не заметил, что что-то изменилось». А это значит, что мы идеально вписались в окружающую среду».
Окончание ивента прошло на территории Одесского художественного музея.
«Чувствуется, что проекты, которые мы сегодня увидели, резонируют с аудиторией, — подытожил насыщенный день фаундер «Архитектурных Сезонов» Георгий Бочоришвили. — Те идеи, которые мы закладывали в этот ивент, уже начинают реализовываться. Это площадка для дискуссий, обмена опытом между лидерами индустрии. Этот нетворкинг будет полезен и для профессиональной среды, и для всего украинского общества».
По словам Георгия Бочоришвили, в рамках «сезонов», которые станут ежегодными, планируется проведение конкурса значимых социально-культурных проектов в Одессе.
Лучшая концепция получит 100 тысяч гривен в качестве гранта и имеет все шансы быть реализованной.