"Захват Одессы может быть осуществлен через Приднестровье, Крым": варианты вторжения России в Украину
Серия дипломатических переговоров высокого уровня, которые Россия проводит на этой неделе, не мешает Москве продолжать медленное наращивание войск у границ Украины.
10 января американская The New York Times сообщила, что Россия перебрасывает ближе к украинским границам военные вертолеты, и отметила, что Вашингтон по-прежнему тревожат риски российского вторжения в Украину. А британская The Guardian в тот же день обнародовала обширный анализ вероятного спектра военных операций, которые может рассматривать Москва.
Корреспондент 048.ua выбрал самые важные факты из этих публикаций, которые описывают возможные сценарии действий РФ в Украине.
Вероятные сроки вторжения
Из-за слишком мягкой зимы Россия могла сместить начало военной операции в Украине ближе к весне, написала 10 января The New York Times со ссылкой на американских чиновников и данные разведки. Издание поясняет, что низкие температуры и крепкие морозы необходимы РФ для того, чтоб тяжелая военная техника и транспорт могли беспрепятственно передвигаться по замерзшей земле — но еще до того, как весенняя оттепель снова превратит почву в болото. Однако нынешней зимой в Украине пока не было сильных морозов.
Это сужает «окно вторжения» для Владимира Путина, констатирует NYT, добавляя, что администрация Джо Байдена даже привлекла метеорологов для более тщательного изучения вероятной погоды в Украине в ближайшие недели — чтобы понять сроки вероятной наземной атаки РФ.
Масштаб операции
В случае открытого вторжения масштаб военных действий РФ будет сравним разве что с вторжением сил Запада в Ирак в 2003 году — «что заставляет западных экспертов сомневаться в том, достижима ли устойчивая победа России», пишет The Guardian.
Издание обобщает наблюдения военных экспертов, следящих за кризисом вокруг Украины. По их мнению, для полномасштабного вторжения Россия должна будет почти вдвое увеличить свой контингент в 100 тыс. военных, которые сейчас стянуты к украинским границам.The Guardian приводит оценку профессора военной истории Фреда Кагана, бывшего советника генерала Дэвида Петреуса (командовал многонациональными силами в Ираке и Афганистане), а ныне научного сотрудника Американского института предпринимательства. «Вероятно, для вторжения потребуется масштаб, сопоставимый с 2003-м годом [начало войны в Ираке] - где-то от 150 тыс. до 200 тыс. военнослужащих». Он полагает, что такие силы могут быть развернуты на необходимых для атаки позициях к концу января. Во вторжении в Ирак участвовало около 175 тыс. американских и других союзных войск, напоминает издание.
Карта сценариев атаки
The Guardian составила собственную карту, где описаны возможные фланги российских атак и сценарии действий войск РФ. Цифрами на ней обозначены:
1 — юг Украины: здесь российские войска могут начать атаку с территории оккупированного Крыма и Донбасса с целью отвлечь украинские силы в эти районы;
2 — восток Украины: российские механизированные войска могут вторгнуться с этого направления, окружив и отрезав крупные города, включая Харьков, Днепр и Киев;
3 — Днепр: большая часть российских войск, вероятно, остановят наступление у реки — за исключением тех, которые могут направиться в сторону Киева;
4 — побережье Черного моря: захват Одессы может быть осуществлен через Приднестровье, Крым и/или высадка морского десанта поможет России получить контроль над береговой линией Украины;
5 — Киев: российские войска могут избежать форсирования Днепра со стороны востока Украины, атакуя Киев с юго-востока Беларуси;
6 — юго-запад Беларуси: наступление на Киев с запада (с территории Беларуси) означало бы, что российские войска смогут избежать марша через болота Припяти и район Чернобыля.
Сценарий оккупации и ее риски для РФ
Самой реальной и серьезной проблемой для президента РФ Владимира Путина Каган называет вопрос о том, как Кремль намерен удержать «почти наверняка враждебно настроенную Украину» — особенно если после гипотетического захвата Киева в стране вспыхнет повстанческое движение.
В таком случае России понадобится отправить в Украину достаточно военных, чтобы на каждые 20 местных жителей приходился один оккупант, приводит The Guardian оценку Фреда Кагана, включенную в недавнее исследование о возможных планах Путина для Institute for the Study of War.
Это означает, что «для удержания Киева и крупных городов на юге и востоке Украины потребуется около 325 000 человек», говорится в указанном докладе. При этом численность украинской армии составляет 145 тыс. военнослужащих, а еще 300 тыс. человек считаются ветеранами войны на Донбассе, напоминает издание об оценках Международного института стратегических исследований (IISS). А недавний опрос КМИС показал, что каждый третий гражданин Украины был бы готов оказать «вооруженное сопротивление» России.
После неудачной советской кампании в Афганистане Россия считала ошибочными попытки США удержать контроль над странами, куда вводились американские войска, вопреки внутренним противоборствующим силам. «Путину придется изучить, что произошло с Соединенными Штатами в Ираке после 2003 года. Трудности противостояния партизанским движениям заставляют меня допускать возможность того, что российский президент не намерен вторгаться и завоевывать Украину», — сказал военный эксперт Каган в комментарии The Guardian.
Преимущества России
Тем не менее, на начальном этапе кампании Москва будет обладать подавляющим преимуществом, особенно с точки зрения ракетной техники и авиации. «Украина столкнется с потенциально ужасающими последствиями полномасштабного нападения, которые способны подорвать боевой дух страны и заставить миллионы людей бежать на запад, а не сражаться», — описывает The Guardian самый мрачный вариант развития событий.
Американские противотанковые ракеты Javelin имеют дальность действия около 2,5 км и могут противостоять только наземным механизированным войскам. А относительно небольшое количество турецких беспилотников Байрактар, которыми располагает Украина, «ничтожно по сравнению с тысячами российских танков, составляющими основу любых сухопутных войск», констатирует расклад сил Дэн Саббах, редактор The Guardian по тематике обороны и сферы безопасности.
Роб Ли, бывший морской пехотинец США, а сейчас научный сотрудник американского Института исследований внешней политики, отмечает: «Россия способна дистанционно уничтожать подразделения украинской армии с помощью такого оружия, как баллистические ракетные комплексы Искандер, — напоминает Ли. — Мы почти никогда не видим в действии подобного современного оружия, и оно дает России возможность наносить удары, которые обернутся тысячами жертв и раненых ежедневно».
Однако такие события окончательно бы изменили международное мнение о характере действий РФ. Значительные жертвы среди мирного населения сделали бы масштабную операцию «не похожей ни на одну из тех, которые Путин проводил ранее, включая войну с Украиной в 2014 году, когда ответственность за военные действия отрицалась [Кремлем]», пишет британская газета.
Вероятность использования авиации
Переломным моментом стало бы также использование Россией авиации, отмечает Самир Пури, научный сотрудник Института стратегических исследований, который ранее около года работал наблюдателем в зоне конфликта в Украине: «Трудно представить полномасштабное вторжение без использования авиации, но для России это будет огромным шагом за черту».
Тем временем New York Times 10 января 2022 года обнародовала новые данные о том, что Россия продолжает перебрасывать войска к границам Украины — и теперь это военные вертолеты. Такой шаг «может свидетельствовать о том, что планирование нападения продолжается», пишет американское издание со ссылкой на данные американских чиновников и разведки США. «Боевые и транспортные вертолеты наряду с истребителями стали бы критически важным преимуществом России, если Путин решится на вторжение в Украину», — отмечает NYT.
Захват Киева
Еще один вызов для РФ в случае вторжения — «решить, что делать с украинскими городами», пишет The Guardian. Речь идет прежде всего о трехмиллионном Киеве и Харькове с населением почти 1,5 млн человек. «Война в городах сложна, она наносит страшный урон, с чем России пришлось столкнуться в Алеппо», — отметил Каган, напомнив о вмешательство Путина в гражданскую войну в Сирии.
Ранее немецкий Bild обнародовал предположения о планах России, которые содержали в том числе идею об окружении Киева и Харькова и отсечении их от снабжения всем необходимым — «в средневековой надежде, что они сдадутся», характеризует такой план The Guardian. Издание констатирует, что этот вариант «может быть менее жестоким», однако окончательно сокрушит идею о том, что Россия якобы действует «как объединяющая сила».
По словам западных аналитиков, окружение Киева — тоже непростая военная задача. «Ключевые точки города, в том числе администрация президента, находятся к западу от легко защищаемого рубежа — реки Днепр. Первые мосты южнее города находятся на расстоянии 60 миль; а плотина в четырех милях к северу превратила участок реки в озеро [Киевское море]», — описывает The Guardian географические реалии украинской столицы для западных читателей.
Участие Беларуси
Британское издание называет «весьма вероятной» поддержку операции Кремля со стороны Минска, «учитывая его недавнее сближение с Москвой».
Российские механизированные войска будут стремиться окружить Киев с запада, для чего им придется пересечь болота Припяти (если они замерзнут в морозы) и район Чернобыля — что не считается особо трудным для современных военных, способных действовать в радиационных зонах.
Однако в качестве альтернативы можно было бы нанести дальний удар с запада — то есть с территории Беларуси, например, с полигона в Барановичах, предполагает The Guardian. По словам Кагана, именно развертывание российских войск в Беларуси может стать «ключевым признаком того, что Россия готова действовать».
Даже если вторжения в Украину не произойдет, постоянный российский военный гарнизон в Беларуси Кремль может использовать как потенциальную угрозу не только Киеву, но и для странам Балтии на севере. Это позволило бы «создать крупную военную базу, которая обеспечила бы России преимущество в воздухе перед восточным флангом НАТО», полагает Орися Луцевич, научный сотрудник аналитического центра Chatham House.
Какие альтернативы масштабному вторжению может рассматривать РФ?
И все же полномасштабное нападение может быть «наименее вероятным» военным сценарием из тех, что доступны на данный момент Владимиру Путину. Такого мнения придерживается Тарас Кузьо, член британского Общества Генри Джексона (исследует различные аспекты международной политики), который недавно обнародовал три других сценария возможных действий России — с учетом рисков, которые несет для РФ масштабное вторжение и оккупация.
Первый вариант — Россия оккупирует и аннексирует часть Донбасса, контролируемую «Л/ДНР», что будет представлять собой частичное вторжение, повторяющее кризис в Грузии 2008 года.
Второй вариант — РФ может расширить оккупированную территорию, отвоевав сухопутный коридор в ранее аннексированный Крым, для чего ей понадобится захватить приморский город Мариуполь. Россия также может захватить другие ключевые промышленные объекты Украины и попытаться нанести удар по дислоцированным вблизи зоны конфликта подразделениям ВСУ. «Они [россияне] могут уничтожить турецкие беспилотники ТБ2 и артиллерию на Донбассе», развязав открытую, но ограниченную военную операцию, направленную на ослабление Украины, полагает Роб Ли.
Третий вариант, описанный Тарасом Кузьо — «возрождение проекта „Новороссия“ 2014 года», в рамках которого РФ попытается «отрезать Украину от Черного моря». Это будет означать захват юга, Одессы с ее портом и, возможно, промышленного города Днепр, пишет The Guardian.
Взятие Одессы с населением в 1 млн человек, вероятно, потребует драматической воздушной и морской операции с использованием десантников из Крыма
«Взятие Одессы с населением в 1 млн человек, вероятно, потребует драматической воздушной и морской операции с использованием десантников из Крыма, а затем и морской пехоты, которая бы высадилась на близлежащих пляжах», — описывает этот сценарий британское издание.
Из этих вариантов аннексия уже оккупированного Донбасса почти наверняка станет наиболее популярным в России сценарием. Однако это будет крайне ограниченным воплощением амбициозных планов Кремля не допустить расширение НАТО и присоединение Украины, Грузии и других стран к Альянсу. Что вызывает дополнительные опасения реальности более масштабной военной кампании, заключает The Guardian.
Читайте по теме: "Дух войны в Украине в воздухе": что пишут мировые СМИ о разговоре Путина и Байдена